[ «Авиалинии дагестана» расставляют акценты ]

13 декабря в авиакомпании «SE Airlines» прошла пресс-конференция, посвящённая причинам аварии, случившейся 4 декабря с самолётом Ту-154 в московском аэропорту «Домодедово».

Среди организаторов встречи генеральный директор авиакомпании Мирза Омариев, заместитель начальника Управления информационной политики и пресс-службы президента РД Зубайру Зубайруев, заместитель гендиректора авиакомпании Валерий Перельман, начальник авиационно-технической базы «SE Airlines» Гаджихан Керамалиев и помощник гендиректора компании Иосиф Лихтман.
Напомним, что 4 декабря самолёт Ту-154 (бортовые номера 85744), выполняя рейс № 372 Москва — Махачкала, совершил аварийную посадку в результате отказа всех трёх двигателей сразу. Во время посадки самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы и развалился на три части, врезавшись в небольшой холм. На борту самолёта находилось 160 пассажиров. В результате инцидента погибли два человека (мать члена Конституционного Суда РФ Гадиса Гаджиева и брат президента РД, гендиректор ОАО «Денеб» Гаджимурад Магомедов). Травмы различной степени тяжести получили 56 человек, в том числе министр юстиции РД Азади Рагимов, депутат Народного Собрания РД Владимир Ашурбеков и ректор Дагестанского государственного педагогического университета Джафар Маллаев.
Открывая пресс-конференцию, генеральный директор ОАО «Авиалинии Дагестана» Мирза Омариев ещё раз выразил соболезнования от лица авиакомпании родственникам и друзьям погибших. Он подчеркнул, что встреча не преследует цели оценить или как-то повлиять на работу специальной комиссии федерального Агентства воздушного транспорта (Росавиации), занимающейся расследованием авиапроисшествия: «Мы не будем давать оценку действиям экипажа потерпевшего бедствие самолёта. Цель данной пресс-конференции — рассказ об уже проведённой и запланированной работе в целях выхода из сложившейся кризисной ситуации», — заявил Омариев.
По его словам, в истории «Авиалиний Дагестана» это третье по счёту и самое серьёзное авиапроисшествие за последние полвека. В 1989 году в Кабардино-Балкарии разбился вертолёт Ми-8, который перевозил геологов, экипаж погиб. Ранее, в 1973 г. в аэропорту Баку разбился дагестанский АН-24. «Больше, несмотря на несправедливые обвинения СМИ в нарушениях организации безопасности полётов, аварий у нашей авиакомпании не было, — продолжил руководитель. — Хотел бы отметить тот факт, мировая история эксплуатации Ту-154 знает всего семь случаев отказа всех трёх двигателей сразу, и из этих 7 случаев недавняя авиакатастрофа — первая, в которой удалось избежать полной гибели экипажа».
Разговор плавно перешёл к причинам произошедшего. «Что касается замечаний по техническому состоянию, то к этому самолёту никаких претензий у нас не было, — заявил Мирза Омариев, — это могут подтвердить мои коллеги, сидящие рядом и напрямую за это отвечающие. В 2009 году он прошёл капитальный ремонт на Внуковском авиаремонтном заводе. Что касается действий экипажа, который в последнее время был вынужден скрываться от беспрецедентных журналистских нападок, то помимо трудностей в управлении самолётом во время катастрофы он практически не имел возможности определить своё местоположение в воздухе. По данным командира самолёта, облачность удалось преодолеть только на высоте 120 метров над землёй. Как вы понимаете, на принятие решения и приземление оставались буквально считанные секунды. Я как опытный лётчик знаю это хорошо. В этих условиях экипаж сработал более чем профессионально. К тому же нам вменяют в вину, что пассажирам не объявили об аварийной посадке. А ведь этот сигнал подаётся, только если самолёт садится не на ВПП, что экипаж самолёта делать не планировал. Нас упрекают, что не раскрылись аварийные надувные трапы, но они функциональны только тогда, когда самолёт стоит на шасси, а не лежит брюхом на земле, как в данном случае. Именно поэтому пассажиры покидали самолёт через аварийный люк, по крылу машины. Еще раз повторюсь – причины отказа двигателей Ту-154 ещё устанавливаются. Экипаж, кроме штурмана, уже выписан из больницы и даёт показания. Найдены все три бортовых самописца, в том числе якобы пропавший речевой самописец, который оказался на положенном ему месте, хотя в СМИ была поднята шумиха по поводу его отсутствия», — отметил Мирза Омариев.
По словам представителей компании, процедура его расшифровки может занять от 2 месяцев до полугода, но существенных выводов в расследовании причин авиакатастрофы эта расшифровка вряд ли за собой повлечёт.
Касаясь последствий катастрофы для авиакомпании, Омариев отметил, что инцидент, произошедший 4 декабря, привёл к серьёзному кризису в работе компании: «Девяносто процентов запланированной нами программы полётов на период новогодних праздников отменено из-за отказов заказчиков. В прессе появились сообщения, что эксплуатируемая нами техника уже выработала свой ресурс. Это не так. Любой борт, прежде чем оторваться от земли, проходит серьёзную проверку. В гражданской авиации самолёт в неисправном состоянии просто не может быть допущен к полёту. Поэтому я не вижу другого логичного объяснения такой предвзятости СМИ, кроме как в желании дискредитировать «Авиалинии Дагестана» и правительство республики», — заявил Мирза Омариев.
Заместитель начальника Управления информационной политики и пресс-службы президента РД Зубайру Зубайруев также высказался о субъективности большинства СМИ в освещении трагедии. По его информации, при монтаже телепередачи «НТВ-шники» даже были вырезаны все моменты, когда эксперты и пассажиры злополучного рейса положительно оценивали действия экипажа и выражали благодарность правительству Республики Дагестан за своевременно оказанную помощь: «В связи с аварией в тот же день была образована правительственная комиссия под руководством и. о. председателя правительства РД Низами Казиева и оперативный штаб, в состав которого вошли депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, члены Совета Федерации РФ и ответственные работники постоянного представительства Республики Дагестан при президенте РФ. Было принято специальное распоряжение правительства РД об оказании материальной помощи пострадавшим и семьям погибших. Семьям погибших будет выплачено по 250 тысяч рублей, пострадавшим — от 30 до 100 тысяч рублей, в зависимости от степени увечья. Выплаты уже начались. Ситуацию держит на личном контроле президент РД Магомедсалам Магомедов», — рассказал журналистам Зубайруев.
Собравшихся также интересовало, будет ли руководство авиакомпании просить о присвоении экипажу совершившего экстремальную посадку борта государственных наград. Мирза Омариев отметил, что, по его мнению, экипаж совершил чудо: «Посадить Ту-154 при неработающих двигателях практически невозможно, а им это сделать удалось, даже несмотря на низкую облачность. А это едва ли было проще аварийной посадки Ту-154М под Ижмой в Республике Коми 7 сентября 2010 года, когда самолёт посадили на опушке леса. Как все знают, за этот подвиг двое членов экипажа борта были удостоены звания Героев России».
 
 
Номер газеты