Я уже говорил, что для того, чтобы оценить Дагестан, понять, что он из себя представляет, надо жить подальше от Дагестана. Мне пришлось много ездить по свету, и поэтому я знаю, что говорю. Вижу, как меняется Дагестан, как меняется отношение к Дагестану и дагестанцам.
Если раньше, в советские годы, о Дагестане знали как о родине златокузнецов, оружейников, прекрасных ремесленников, ковроделов, просто добрых и порядочных людей, то сейчас картина сильно изменилась. Сейчас не вспоминают Кубачи, Унцукуль, Балхар, Табасаран, Харбук, Дербент… Сейчас о нас говорят как о преступниках, хулиганах. О республике говорят как о месте, где ежедневно кого-то убивают, взрывают.
Конечно, у нас в Дагестане есть проблемы, я этого не отрицаю. Но ведь проблемы есть везде! И нам всем нужно ведь что-то делать, чтобы эти проблемы решать. Но без слома того стереотипа, мнения, которое сложилось о нас в Москве, в других городах центральной России, в головах обычных, далёких от понимания истинного положения дел людей, у нас мало что получится.
Я ещё в 2007 году говорил (да и раньше тоже не молчал), что порой в головах людей культивируется негативное отношение к нам, жителям Дагестана и Чечни. Во многих средствах массовой информации очевидные затруднения общественного развития искусственно увязываются с умышленными действиями «лиц кавказской национальности». Представители народов Северного Кавказа становятся объектом предвзятого отношения к ним как со стороны правоохранительных органов, так и — вслед за этим — со стороны наиболее отсталой части населения, не обладающей должной демократической политической культурой. Когда в Москве спрашивали, почему ношу папаху, я всегда отвечал, что пока на Кавказе, в Дагестане есть проблемы, буду её носить. Когда власть обратит внимание на эти проблемы и начнёт их решать, вот тогда я её и сниму! Поэтому даже папаху свою я ношу как своего рода флаг…
…Что интересно, не все в России знают, где находится Дагестан. Некоторые думают, что это где-то рядом с Афганистаном. Но кого ни спроси, все знают, что есть такой древний город у моря, как Дербент. Город, где можно хорошо отдохнуть с семьёй, походить по историческим местам. Пощупать историю руками. И когда молодые и инициативные люди предлагают провести отдельные игры чемпионата мира по футболу в 2018 году в Дербенте, то я двумя руками «за»! Это редкий шанс, благодаря которому мы сможем показать всему миру другой Дагестан, других дагестанцев. Мы должны мобилизоваться, объединиться, приложить совместные усилия к тому, чтобы эта инициатива стала реальностью. И это будет справедливо по отношению ко всем нам, жителям не только Дагестана, но и других республик Северного Кавказа, если хоть одна из игр большого футбола будет сыграна у нас.
Конечно, есть скептики, которые говорят, что уже всё определено, что это невозможно. Им отвечу: если мы все — и политики, и общество, и рядовые граждане — объединимся вокруг этой идеи, покажем Москве, Путину, президенту России, что мы, хоть пока и морально, готовы принять у себя игру чемпионата мира, то ничего невозможного не будет.
Я был на крупных стадионах мира, видел мощь этих сооружений и атмосферу, которая царит на футбольных и иных соревнованиях. И тем, кто вопрошает: а что нам после игры делать со стадионом, могу сказать: а кто нам мешает построить разборный стадион? Когда была Олимпиада в Атланте (США), то очень многие спортивные объекты, которые вмещали десятки тысяч зрителей, после Олимпиады были легко демонтированы. Но даже этого нам не надо делать: кто мешает нам, жителям Северного Кавказа, проводить на этом стадионе Всекавказские игры по типу Игр доброй воли или Универсиад? Ничего не мешает!
Я вот как скажу: мы можем проводить соревнования подобного уровня! И если не лучше, то уж точно не хуже, на очень достойном уровне. Такие качества, как дагестанское гостеприимство и отзывчивость, мы не потеряли. Неужели кто-то думает, что Дербент, которому 5000 лет, чем-то хуже, чем Саранск или Самара, чем Волгоград? Дербент — это наша дагестанская гордость, наша история, которой мы можем гордиться!
Омар Бегов, политик
- 2 просмотра