В последние месяцы одними из главных поставщиков криминальных новостей в республике являются объекты торговли, распространяющие алкогольную продукцию, а также притоны с девушками – представительницами древнейшей профессии. Абсолютными лидерами по количеству атак боевиков являются питейные заведения и бордели в Хасавюрте и Махачкале.
Хасавюрт в последние годы прочно держит пальму первенства среди дагестанских городов по численности ресторанов и магазинов, торгующих спиртными напитками, а также объектов, предоставляющих интимные услуги. В желающих принять на грудь и расслабиться в компании ночных бабочек здесь недостатка тоже нет. Спрос рождает предложение.
Свой досуг в Хасавюрте проводят и многочисленные гости из соседней Чеченской Республики. В Чечне алкоголь не в почёте. Стоило грозному президенту Рамзану Кадырову заявить, что каждый, кто будет заниматься продажей алкоголя, станет его личным врагом, как предприимчивые во все времена чеченцы нашли для себя лёгкий выход: каждый вечер в сторону дагестанского города выстраивается вереница автомобилей с желающими расслабиться.
Любят «отрываться» в Хасавюрте также военнослужащие Минобороны РФ и сотрудники других силовых структур, расквартированные в городе и за его пределами.
Однако стоит отметить, что все объекты, подвергавшиеся атакам боевиков в Хасавюрте, будь то рестораны и магазины, места дислокации силовиков и бордели, располагаются, как правило, на окраине города. Причём, как показывает практика, чем объект дальше от жилых кварталов города, тем сильнее мощность взрыва.
Например, ресторан «Белые ночи» или кафе «Караван», находящиеся в пригороде Хасавюрта, были подорваны взрывчатками, эквивалентными 20 и 30 кг тротила, соответственно. Магазины и рестораны, расположенные ближе к центру города, либо поджигаются, либо подрываются от взрыва сравнительно слабой мощности.
Но удивляет другое. Такое чувство, что люди в Хасавюрте перестали ощущать грань между страхом и выгодой. Ночью, когда прогремел взрыв в «Белых ночах», мы посетили городскую больницу, в которую доставили семерых тяжелораненых. В двухстах метрах от места скопления нескольких сот отчаявшихся родственников раненых, в небольших придорожных магазинах, шла бойкая торговля, в том числе и спиртным.
Заходим в один из магазинов, буквально напичканный разносортными горячительными напитками, и спрашиваем у продавца: «Не страшно водку и пиво продавать, ведь только что ресторан взорвали?»
«Волков бояться – в лес не ходить», – отвечает, улыбнувшись одними губами, продавец.
На следующий день после того, как взрыв снёс больше половины «Белых ночей», в результате которого погибли 9 человек и были тяжело ранены семеро, расположенные тут же более двух десятков ресторанов открыли свои двери для посетителей, а в пивных бочках и коньячно-виноводочных витринах этих заведений спиртного нисколько не поубавилось. Как будто накануне и не происходило ничего. И никакой реакции со стороны властей – ни городских, ни республиканских. Мы даже не говорим об официальных распоряжениях, не было даже устного предупреждения людям, чтобы не ходили туда хотя бы до тех пор, пока идёт следствие. Думается, что самих хозяев заведений там не было и не будет в ближайшие недели.
Другая сторона вопроса – экономическая. В частности, взрыв (26 января возле кафе «Караван») в Хасавюрте был такой силы, что в отдельных домах в двух километрах от эпицентра вылетели стёкла в окнах домов. А подрыв его однофамильца – супермаркета «Караван» – также нанёс урон домам, находящимся в радиусе 200 – 300 метров. Сам магазин почти полностью разрушен, а весь товар теперь не подлежит употреблению. Мы провели параллель между соразмерным махачкалинским супермаркетом и подсчитали, что ущерб «Каравану» нанесён как минимум на 15 млн рублей. Кстати, на одном из запрещённых интернет-сайтов имеется выступление боевиков, где они признаются в том, что неоднократно предупреждали владельцев «Каравана» о прекращении продажи спиртного. Владельцев крупных сетевых магазинов, а также ресторанов, расположенных, в частности, на Бамовской трассе в Хасавюрте, понять можно. Ведь со слов бывшего сотрудника одного из них, ежемесячная прибыль бамовского ресторана составляет от 500 тысяч до 1 млн рублей. Сезонных перепадов количества посетителей тут, как правило, не бывает: клиенты устоявшиеся и с неуёмным аппетитом.
Столичный размах
В отдельную категорию мы вынесли крупные магазины и рестораны в Махачкале, торгующие спиртными напитками и занимающие первые этажи в многоквартирных домах. Они представляют гораздо большую опасность для людей в случае акций боевиков. Однако боевики, как и правоохранительные структуры, борются и за лояльность населения, в чём, надо признаться, не уступают пока. Исходя из этого, можно предположить, что они не прибегнут к подрывам объектов вблизи жилых домов. Но, с другой стороны, имеется масса примеров, когда питейные заведения поджигались. Так что нет гарантии, что подобные заведения не избегут участи превратившихся в пепел торговых объектов столицы.
Многим знакомы пивные рестораны «Викинг» и «Богема» по проспекту Имама Шамиля в Махачкале. Когда по вечерам там проходят шумные застолья, буквально над их головами мирно ужинают другие горожане, поскольку оба ресторана расположены под многоквартирными домами. В каждом из домов проживают до 80 хозяйств, которые практически сидят на бомбе замедленного действия. Случись непоправимое, суммарный ущерб от сгоревших или разрушенных домов составит 200 – 300 млн рублей, а это ни много ни мало бюджет среднего муниципалитета республики.
Бюро услуг
Полный пакет «социальных» услуг махачкалинцы и гости столицы могут получить в следующей точке города. Неприметное здание по проспекту Гамидова возле рынка № 1 под названием «Хунзах» вобрало в себя все виды «культурного» времяпрепровождения: тут вам и стол накроют, и «однорукого бандита» предоставят, и распутной проституткой обзаведётесь, только бы у вас были деньги в кармане. Корреспонденты «ЧК» под видом респектабельных клиентов посетили данное заведение.
Оказывает услуги секьюрити и одновременно осуществляет фейсконтроль молодой человек на входе, который потребует с вас аванс в размере 300 рублей за брата и пожелает приятного отдыха. Поднимаемся на второй этаж и оказываемся в многолюдном коридоре, причём люд здесь настолько пёстрый, что сразу и не поймёшь, где ты оказался. Тут снуют и молодые ребята спортивного телосложения, и люди средних лет; дети дошкольного возраста бегают, подгоняемые пожилыми женщинами, видимо, своими бабушками, которые одновременно выполняют роль обслуживающего персонала. И среди этого людского многообразия горделивой походкой расхаживают молодые девушки, которые, однако, внешне уже не выглядят на свои годы. Поразительно, но среди девиц, предлагающих своё тело, была и беременная жрица любви…
На прошлой неделе правоохранительные органы республики провели рейд по нескольким так называемым парным в Махачкале. Из двух саун – «Парус» и «Маркиза» – в отделение милиции доставили около двух десятков проституток. Всё, на что способен нынешний российский закон, – это показать разукрашенных и потрёпанных девушек по телевизору, наложить штраф – и отпустить. Почти всегда они тут же возвращаются к своему ремеслу. Поэтому силовые акции боевиков кажутся куда более радикальными, когда взорванная где-нибудь сауна или магазин надолго выходят из строя, если не навсегда.
Случаи посягательств на пивбары, рестораны или бордели в Дагестане сегодня напоминают сухие военные сводки. Суммы нанесённого ущерба от того или иного налёта боевиков, как правило, принижаются, поскольку несложно понять, что оглашение их наносит немалый репутационный вред республике, тем самым снижая и без того её низкую инвестиционную привлекательность…
- 1 просмотр