Целый ряд политических и околополитических событий прошлой недели не остались без внимания бывшего силовика, а ныне бизнесмена Махмуда (далее – М.). Обложившись газетами, он читал передовицы основных еженедельников за прошлую неделю, время от времени заходил через мобильник в Интернет, сверяя подачу одних и тех же событий в дагестанских и федеральных СМИ.
– Абдулнасыр (далее – А.): Ну что там пишут? Про Бабаюрт читаешь?
– М.: Да про Бабаюрт я уже давно прочёл… Надоело это всё, если честно! Конкретно надоело! Хочется вот взять их всех: этих глав, кандидатов в главы, их беспредельщиков-охранников, пустозвонов-политиков, погрузить на один корабль, выплыть прямо на середину Каспийского моря и потопить! Клянусь, жалко не было бы!
– А.: Ну зачем так радикально?! Есть же и другие способы… Более демократичные…
– М.: Это какие, например?! В прокуратуру жаловаться? В милицию звонить? Писать доносы в ФСБ?
– А.: Ну… да… (сказал я несколько неуверенно) Можно и просто к президенту Дагестана обратиться или вице-премьеру Ризвану Курбанову… Они вроде бы вплотную этими вопросами занялись, стараются порядок навести…
– М.: Спасибо! Навели! Только ваша газета написала про то, что глава Бабаюрта отстранён президентом республики от должности, так он тут же в сюжете по дагестанскому ТВ мелькает, комментарии раздаёт, говорит о достижениях в районе… Уже не верю я всему этому… На корабль их всех! И как Герасим Му-му…
– А.: Ну-ну-ну… Тормози, друг! Хорошо, тебя прокуратура наша республиканская не слышит. А то бы не посмотрели, что ты бывший силовик и награды имеешь: привлекли бы за призывы к свержению власти или экстремизм…
– М.: Да, они могут!..
– А.: Читал, что они проводят проверку в отношении газеты «Новое дело»? Потому что те опубликовали анекдот, якобы оскорбляющий чувства участников Великой Отечественной войны…
– М.: Чё?! Серьёзно? Вот такая реакция прокуратуры – это как раз и есть анекдот! Им что, уже заняться нечем? Ты же пресса, ты напиши там, что если им заняться нечем, то пусть мне позвОнят, я им работу найду…
– А.: Неужели попросишь вскопать огород?
– М.: Да нет же… Вот работёнка… (Достает газету «Черновик» за прошлую неделю и зачитывает фрагмент статьи.) «…В происходящее попытались вмешаться некоторые сотрудники местного отдела милиции, но и с ними охрана Джамбула Салавова расправилась без каких-либо последствий для себя. Милиционера в звании ПОЛКОВНИКА, попытавшегося усмирить стрелявших, двое охранников подняли и бросили в кусты…» Сечёшь? (У М. лицо стало красным от гнева.) Как тряпку бросили!!! Почему они реально вот в такие вопросы не вмешиваются? Или такие происшествия меньше оскорбляют чувства дагестанского общества, чем какой-то дурацкий анекдот?!
– А.: Ну зато обществу стали понятны функции прокуратуры: надзор за анекдотами, а не законностью… Даже заголовок где-нибудь можно дать: «Прокуратура не поняла юмора» .
– М.: Тебе лишь бы смеяться!.. А тут – серьёзный вопрос. В республике идёт гражданская война. Мало того, что сотрудники силовых органов ежедневно гибнут от пуль боевиков, так ещё родная власть их фактически бросает! Сегодня чёрт знает, кто закидывает целого полковника, находящегося при исполнении (!), в кусты, а на следующий день в Бабаюрт приезжает ОМОН и берёт под охрану этих же беспредельщиков! Ошалеть! И как после ТАКОГО сотрудники милиции, ФСБ, других структур должны относиться к своим обязанностям?! Будут ли они чувствовать себя защищёнными, знать, что государство на их стороне?
– А.: Я думаю, ты преувеличиваешь! Разве государство сегодня не на их стороне? Ты знаешь, скольких сотрудников силовых органов, нарушивших закон, покрывает государство? Конечно же, знаешь! Так что не надо обелять своих бывших коллег!
– М.: А я не обеляю! Я говорю как есть! Ты когда-нибудь видел глаза сотрудника, у которого убили беременную жену, мать, брата? Я видел! И что ему делать?
– А.: А ты видел глаза матери, у которой силовики выкрали и «потеряли» сына? Глаза отца, у которого силовики убили сына, а затем подбросили оружие и объявили, что он боевик? Мужчину, у которого убили беременную жену, а затем сказали, что она террористка? И что им делать?
(В разговоре наступила долгая пауза. Махмуд нервно ходил по комнате, иногда поглядывая на портрет Путина, стоящий на полке книжного шкафа.)
– М.: Знаешь, я думаю, что каждый из нас в этом вопросе останется со своей правдой. И до тех пор, пока мы физически не состаримся и не умрем, пока нас не сменит другое, свободное от этих споров, поколение, до тех пор в нашем обществе будет конфликт. Дагестанцы будут продолжать убивать друг друга… И никто! Никто, даже полковник Путин, нам не поможет!
– А.: Напоминает историю про пророка Моисея, который водил свой народ по пустыне 40 лет, чтобы убить в нём чувство рабства. Но мне кажется, что мы сами должны себе помочь. Спасение утопающего – дело рук самого утопающего!
– М.: Да, верно, но как? Мало, понимаешь, у наших властей проблем на этом фронте, так ещё и выборы эти, как заноза в пальце! Ты пойми, когда я говорю, что государство в лице прокуроров, министров, всяких там начальников, судей показывает сотрудникам силовых органов, что в случае чего они не могут рассчитывать на их помощь, то любой из них будет вынужден работать по другим, незаконным правилам. Он будет чинить самосуд, подбрасывать оружие и даже искать защиты у боевиков, сливая им информацию. Помнишь историю, когда один из влиятельных политиков со своей охраной смертельно унизил офицера шестого отдела? А сам процесс унижения ОФИЦЕРА был записан на мобильник и распространен в обществе? В нормальном государстве такого политика вместе с охранниками давно бы уже, заковав в цепи, отправили в далёкие края… А что произошло у нас? НИ-ЧЕ-ГО!
– А.: А ты не задумывался, что подобные случаи могут быть просто защитной реакцией общества?
– М.: Задумывался! Я каждый день об этом думаю… Мне кажется, что всё это происходит из-за отсутствия в нашем обществе справедливости. Ведь что такое справедливость? Это когда ты, несмотря на все свои заслуги, будь ты хоть президент, хоть сын президента, отвечаешь перед законом так же, как и обычный бедолага… А когда у нас предпочитают закрывать глаза на преступления, покрывать тех, кто их совершил, то общество начинает не чувствовать закон и вести себя так, как ему хочется.
– А.: Согласен! У нас ещё после каждой такой заварушки начинают делать «маслиаты» и тому подобное… Аргументируют: типа это же по исламу так надо делать. Ва! А по исламу ты, к примеру, дал команду своей охране стрелять по безоружным людям? А когда пытался кинуть своих вчерашних политических сторонников, регистрируя свой партийный список на выборы, тоже что ли нормами шариата руководствовался? Такой «маслиат» больше похож на простое затыкание рта деньгами!
– М.: По исламу же недостаточно только заключить «маслиат»! Убийца, кроме того, что он помирился с родственниками убитого, должен ведь понести наказание за преступление… Ндааа… Какое-то в нашем обществе половинчатое понимание ислама… Самое страшное, что бабаюртовские события – это не единичный случай. Вот в Южно-Сухокумске, Тарумовке, других местах аналогичные процессы идут. И от этого просто страшно становится!
– А.: Это всё политика! А политика – это большая торговля. Почитай старые учебники по истории дипломатии… У нас каждый торгует тем ресурсом, которым владеет: влиятельный политик – своим влиянием, глава МО – земельными и другими муниципальными ресурсами, должностями и пр., незаконопослушный силовик и бандит – своей силой, способностью убедить кого-либо наездом, политические партии – возможностью предоставить на местах свой бренд, списки. А с учётом того, что эти ресурсы перераспределены между вполне конкретными семьями, тухумами, кланами, просто влиятельными персонами, всё это выстраивается в строго определённую систему, квазигосударство, со своим внутренним «законодательством», судебной системой и системой принуждения… То есть мафия!
– М.: А знаешь, что меня, например, удивило из событий прошлой недели?
– А.: Уверен, что назначение председателем Верховного суда варяга Данилова!..
– М.: Нет! Меня удивило, ПОЧЕМУ НИКТО ИЗ НАШЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ НЕ ВЫТАЩИЛ НА ПЛОЩАДЬ ИЛИ К ЗДАНИЮ ВЕРХСУДА СВОИХ ЛЮДЕЙ И НЕ СТАЛ КРИЧАТЬ, ЧТО ЭТО ИХ НАЦИОНАЛЬНОСТИ ИЛИ ТУХУМА МЕСТО! Почему, когда Радченко в налоговую протаскивали, то там чуть ли не война была: аварцы говорили, что это… лезгинское место. Или же когда вопрос с премьером решался, то митинги собирали и кричали, что это место кумыкское. А должность председателя Верхсуда считалась даргинской. Сейчас же все молчат! Может за и. о. председателя Версуда Ильмутдина Мамаева некому заступиться? Или за Мухтара Омарова и Уммупазиль Омарову тоже некому было слово сказать? Или же зампредседателя этого суда Сулейман Сулейманов был бы плохим председателем Верховного суда? Что же наши элиты так… сплоховали?
– А.: Я думаю, что всё здесь прозаично: просто наши элиты правильно поняли посыл Кремля. Они знают, что если что-то подобное будет – митинги-шмитинги, – им федеральный центр просто голову оторвёт… А риск остаться без головы очень быстро отрезвляет!
– М.: А я думаю, что это назначение в первую очередь связано с выборами и борьбой с экстремизмом. Может быть, это своего рода экспорт справедливости из других субъектов России в Дагестан, то есть то, что нужно нашему обществу, как воздух.
– А.: Не знаю, как насчёт экспорта справедливости, но то, что всё это к выборам – ясно как божий день. Кроме того, тут и политика определённая на местах проводится. Помнишь, мы в прошлый раз говорили, что Яралиев – равная по своему масштабу с президентом Дагестан личность? Так вот, у него появился конкурент в родном Юждаге: амиром Дагестана назначили Валиджанова и теперь весь центр по борьбе с терроризмом переместится поближе к Дербенту…
– М.: Ха! Теперь Яралиеву не только проблемы родного края решать придётся, но и в антитерроре участвовать? Теперь же эти проблемы на него лягут серьёзным грузом… А если учесть, что его всё-таки пытаются выдавить из Дербента, то с таким грузом недолго и «потонуть».
– А.: Думаю, что он не потонет. Он интеллектуал. Думаю, вместе с силовыми структурами он придумает, как сделать так, чтобы в его зоне ответственности всё было тихо.
– М.: Хм… Здесь есть три возможных варианта: либо Валиджанов уничтожается, либо Валиджанова вытеснят на север республики, либо же… Его вытеснят в соседний Азербайджан!
– А.: Что за бред!
– М.: Это не бред! Это политика! Какая спецслужба или страна не захочет иметь в соседнем государстве такой ресурс, как Валиджанов? Человека, который может собрать вокруг себя единомышленников не только с религиозными, но и «национально-освободительными» взглядами? «Пятую колонну». И ею влиять на политику возможного члена НАТО? Но здесь всё зависит от интеллекта не только Яралиева, но и других лиц… Поэтому не удивлюсь, если Валиджанова просто убьют…
Номер газеты
- 5 просмотров