[ Обратный рейд ]

6 августа 2010 г. УФНС по г. Махачкале зарегистрировало на основании определения (от 16 июня 2010 г.) 16 арбитражного апелляционного суда изменения в ЕГРЮЛ, касающиеся прав собственности акционеров ОАО «Махачкалинский приборостроительный завод» (далее – ОАО «МПЗ»). Суд обязал УФНС по РД восстановить сведения о собственниках ОАО «МПЗ», ранее незаконно исключённые из ЕГРЮЛ путём фальсификации документов. Так завершается 11-летнее противостояние акционеров ОАО «МПЗ» с рейдерами, захватившими в 1999 г. завод при поддержке чиновников администрации Махачкалы, налоговых служб и правоохранительных органов республики. Однако о полном восстановлении своих прав собственников акционерам говорить пока ещё рано. Пришельцы не собираются уходить с завода (слишком уж велика цена вопроса) и намерены стоять до конца.

«Южная Корея»
на Венгерских бойцов
 
Махачкалинский приборостроительный завод являлся одним из флагманов индустрии республики, выпуская продукцию для авиационной и космической отрасли. Завод дал путёвку в жизнь многим известным людям. В лучшие годы здесь были заняты около пяти тысяч высококвалифицированных специалистов. Благодаря своей уникальности завод был кузницей кадров – интеллектуальной элиты республики.
 18 мая 1993 г. постановлением № 96 Правительства РД завод был акционирован. Все акции были проданы Фондом имущества РД членам трудового коллектива завода по закрытой подписке. Завод, несмотря на всеобщий развал промышленности в 90­х, держался на плаву благодаря уникальности и высокой технологичности выпускаемой продукции, пока не оказался в поле зрения рейдеров.
 ОАО «МПЗ» представляет немалую имущественную ценность. Только территория завода составляет более 6 гектаров практически в центре Махачкалы (улица Венгерских бойцов). По рыночной оценке, только земля и недвижимость, принадлежащая заводу, составляет $ 50 млн. Неудивительно, что за завод идёт нешуточная борьба, к счастью обходится без физического насилия и криминальных наездов. Хотя вначале был применён вариант силового захвата.
 Но завод имеет не только имущественную ценность. По мнению акционеров завода Гаджиали Ферзилова (гендиректор ОАО «МПЗ»), Айваза Абдулгалимова (одного из руководителей зеленоградского холдинга «Ангстрем», лидера в области микроэлектроники и нанотехнологий в стране), Магомеднаби Муртазалиева (начальника управления промышленности Минпрома РД), завод в короткие сроки может начать производственную деятельность и обеспечить сотни рабочих мест. Около трёхсот специалистов готовы с того же «Ангстрем» вернуться на предприятие и наладить производство продукции, не имеющей в стране аналогов, востребованной в оборонном комплексе страны, связи и авиа-космической отрасли.
 
Вторжение – не ваххабиты
 
В августе 1999 г. группа вооружённых людей во главе с Шамилём Мусадаевым (бывший охранник Саида Амирова, ныне депутат Законодательного собрания г. Махачкалы) ворвалась на завод. Шамиль Мусадаев заявил, что он является акционером завода, назначен администрацией г. Махачкалы генеральным директором, продемонстрировав удостоверение генерального директора, якобы выданное администрацией города. Все представители органов управления акционерного общества были силой выгнаны с территории завода.
 Спустя некоторое время растерянные акционеры пришли в себя и стали обращаться в правоохранительные органы с требованиями привлечь к ответственности лиц, захвативших завод. Однако и рейдеры были не лыком шиты: они успели подготовить подложные документы на право владения акциями завода, где сам Мусадаев числился владельцем 63 % акций. Это произошло с помощью акционера Тарлана Тарланова (владельца 8 % акций завода), который подписал с Мусадаевым фиктивный договор на продажу всех акций завода, подделав подписи других акционеров. Данная сделка была признана судебным постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа ничтожной. Согласно закону ничтожная сделка не порождает никаких юридических последствий, и всё приобретённое по такой сделке должно быть возвращено собственнику (ст. ст. 167, 169 ГК РФ).
 
Следствие ведут
«знатоки»
 
Чтобы начать разбирательство в произошедшем, органам правопорядка понадобилось 8 лет. В итоге всех собак повесили на Тарлана Тарланова, акционера завода, перебежавшего на сторону рейдеров. 9 апреля 2007 г. Советский районный суд Махачкалы признал Тарланова виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 («Мошенничество») и ч. 2 ст. 327 («Подлог») УК РФ и определил ему меру наказания в виде 3,5 лет лишения свободы условно. Попытка органов прокуратуры привлечь к ответственности самого Мусадаева окончилась неудачей. Постановление Прокуратуры РД от 1 августа 2007 г. о возбуждении в отношении Мусадаева уголовного дела по признакам мошенничества было обжаловано последним в суд. Постановлением федерального судьи Советского районного суда Махачкалы Нины Якубовой от 25 октября 2007 г. жалоба Мусадаева была удовлетворена – и решение о возбуждении уголовного дела было отменено в связи с допущенными прокуратурой процессуальными нарушениями. Прокурор республики поручил следствию провести дополнительную проверку. Однако нагрянули организационные изменения в самой прокуратуре, где следствие выделилось в отдельную структуру. Управление следственного управления СК при Генпрокуратуре РФ по РД возглавил Касумбек Амирбеков. В данное время уголовное дело пылится в сейфах следственного отдела по Советскому району Махачкалы СУ СК и акционерам не предоставляется сведений о каких-либо процессуальных действиях по его расследованию.
 
Реальные права без
реальной собственности
 
Право частной собственности является священной коровой капиталистического общества, и гарантии её неприкосновенности прописаны в конституциях всех развитых стран мира, в том числе и в Конституции РФ (статья 35). Даже государство не может произвести отчуждение собственности без предварительного и равноценного возмещения. Произошедшее с акционерами ОАО «МПЗ» не укладывается ни в какие правовые рамки. Злоумышленники открыто и совершенно безнаказанно на протяжении более 10 лет распоряжаются целым заводом, который они, можно сказать, украли. Собственники же завода, его акционеры, вынуждены обивать пороги судов и различных учреждений в поисках правды. Несуразность, нонсенс, скажут читатели, не знакомые с реалиями нашей жизни. Но нет, есть ещё люди, и даже целые госструктуры, которые склонны верить, что невозможное возможно.
Одним из госорганов, признавших права лже-акционеров, оказалась Инспекция налоговой службы по Советскому району г. Махачкалы, внёсшая в июне 2008 г. в ЕГРЮЛ сведения о праве собственности рейдеров на ОАО «МПЗ». ИФНС по Советскому району, также зарегистрировала по заявлению рейдеров изменения в ЕГРЮЛ, ликвидирующее ОАО «МПЗ», и произвела регистрацию ЗАО «Спектр» как правопреемника ОАО «МПЗ». Все эти абсурдные, с точки зрения закона и логики, действия ИФНС были обжалованы акционерами в судебном порядке и признаны незаконными. Арбитражный суд РД своим решением от 23 декабря 2009 г. обязал налоговую инспекцию восстановить в ЕГРЮЛ прежние данные о юридическом лице.
В то же время требования акционеров завода о внесении в единый реестр сведений о законных собственниках даже после решений судов, обязывающих налоговый орган выполнить данные действия, вплоть до 6 августа текущего года, оставались без удовлетворения.
Введение в Уголовный кодекс РФ в июле 2010 г. новой статьи 285.3 «Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений» с санкциями до 10 лет лишения свободы должно заставить призадуматься налоговые органы. Похоже, это новшество в уголовном праве возымело эффект и в описываемом случае и охладило пыл налоговиков, содействовавших рейдерам.
 
Заводы – рейдерам,
декларации – властям
 
Рейдеры, захватившие завод, все эти годы старательно распродавали имущество завода. На первом этапе захвата было реализовано оборудование, станки и другие материальные ценности. И поживиться было чем. Так, разграблен склад, где находилась готовая продукция: 30 тысяч приборов, стоимость некоторых приборов, таких как высокочастотные генераторы связи, достигала 120 тысяч долларов. Помещения завода сдаются рейдерами в аренду многочисленным коммерческим структурам. В отношении главного актива предприятия – земельного участка также предпринимаются попытки его реализации, благо и в Федеральной регистрационной палате также есть любители поверить в самые невероятные явления.
28 января 2008 г. за 682 500 рублей рейдеры продали некоему Магомеду Омарову земельный участок размером более 27 соток, принадлежащий заводу. Акционерами завода данная сделка была также оспорена. Арбитражный суд РД (судья Тимур Магомедов) и 16 апелляционный арбитражный суд оставили иск акционеров о признании сделки недействительной без удовлетворения. Здесь вновь возникает вопрос о странностях нашего правосудия. Видимо, на судей магически подействовала действительная рыночная цена сделки – $ 1 млн. Справедливость восторжествовала лишь в кассационной инстанции. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа своим постановлением от 26 июля 2010 г. отменил все предыдущие судебные акты по этому делу и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Экономический смысл всяческого затягивания рейдерами вступления акционеров завода в права собственности очевиден и понятен. Непонятно другое: как государство может терпеть такое отношение к открытому попиранию прав собственности и в то же время провозглашать курс на модернизацию и привлечение инвесторов. Руководству республики стоит всё­-таки обратить внимание на ситуацию вокруг захвата ОАО «МПЗ» и хотя бы выразить своё отношение к рейдерскому захвату.
На прошедшей 20 августа 2010 г. встрече с представителями холдинга «Платформ салюшинз» из Татарстана, занимающегося вопросами развития высоких технологий, президент республики вновь продекларировал, что «одна из наших главных задач – привлечение инвестиций». Было бы неплохо, если бы за словами последовали ещё и реальные дела. Ситуация вокруг ОАО «МПЗ» – это своего рода оселок, на котором в ближайшие дни будут проверены истинные намерения госорганов республики в сфере экономики и реальная цена деклараций властей.  
Номер газеты