[ Наши ветераны: Абдулгамид Шейхмагомедов ]

Он пошёл на фронт добровольцем, первый бой встретил на улицах Сталинграда, освобождал Европу от фашистов в составе 1-го Украинского фронта. Участвовал в разгроме танковой группы немцев на подступах к Вене и Будапешту. Был ранен. И все равно встретил победу в рядах действующей армии.

Всех старшеклассников призвали в армию, а школу распустили
Абдулгамид Шейхмагомедов родился в селении Центральный Шабдух Гумбетовского района ДАССР в 1923 году – хотя в метрике и значится следующий, 1924-й. «Раньше не записывали точную дату. Я родился в самом конце двадцать третьего, и было в порядке вещей, что в документах поставили дату 1 января 1924», – объяснил он.
К началу войны Абдулгамиду было уже 17, и он заканчивал седьмой класс, когда всех старшеклассников отправили на фронт, а школу закрыли. Самому Абдулгамиду пришлось взять на себя обязанности председателя совхоза вместе со старшими школьниками – на поля Великой Отечественной войны отправились и профессиональные руководители, бухгалтеры, управляющие.
Не прошло и двух лет, как Абдулгамид решил последовать примеру односельчан и написал заявление с просьбой отправить его на фронт. Заявление приняли, и в декабре 1942 он с товарищами уехал в Гори обучаться военному ремеслу.
Просто не задумываешься, вернёшься ты домой живым или нет
Первый бой Абдулгамид Шейхмагомедов увидел в марте 1943 года: 539-й запасной стрелковый полк в составе 127 стрелковой дивизии окончательно выбивал фашистов из Сталинграда. «Сначала было трудно и страшно, – признаётся ветеран, – но когда вокруг тебя гибнут люди, бояться просто некогда. Просто не задумываешься, вернёшься ты домой живым или нет».
Но самое страшное воспоминание – 1-й Украинский фронт, конец декабря 1943 года. 127-я стрелковая дивизия в составе 94 корпуса 1 гвардейской армии ведёт позиционную войну.
«Мы сидели в окопах и перестреливались с вражеской пехотой – я помню, как в этот день умирали мои товарищи. Потом на подмогу фашистам подоспела танковая дивизия и нам пришлось уйти в глухую оборону. Нам выдали противотанковые ружья, но с воздуха ударили бомбардировщики».
В тот день Абдулгамид Шейхмагомедов был ранен и пришел в себя уже в госпитале.
 
Передвигались ночью, чтобы
не попасться на глаза противнику
После госпиталя Абдулгамида Шейхмагомедова отправили учиться на водителя, а затем назначили командиром автомобильного батальона. 23 грузовика с боеприпасами, амуницией и провизией, не переставая, курсировали между тылом и фронтом.
«Передвигаться мы могли только ночью, чтоб нас не засекли вражеские войска. Помню случаи, когда прокалывались шины, мы рыли ямки под колесами, т. к. не было домкрата, разжигали костёр и плавили резину, таким образом временно заделывая дырки».
 
Я спрашиваю: «Что случилось»?
– Война закончилась
Однажды к командиру автомобильного батальона Абдулгамиду Шейхмагомедову зашёл командир воинской части и попросил перевезти остатки провизии в центр палаточного лагеря.
«Мы двинулись в путь. Приезжаю, слышу крики, музыку. Захожу в палатку – а там все танцуют, пьют, поют, патефон играет». Выглядело это и правда неожиданно: «Отвлечься от войны было некогда, да и нечем. Разве что когда выдавалось свободное время, мы играли на гитаре и пели», – признался Абдулгамид. «Я захожу, спрашиваю, что случилось? – Война закончилась».
 
Пусть никогда не знают войны
Сейчас, через 65 лет после Победы, за плечами Абдулгамида не только бои почти по всей Европе, но и восстановленный после войны совхоз (в 1947 году Шейхмагомедов вернулся в Центральный Шабдух и 10 лет возглавлял) и процветающее село. Но с фронта не вернулся почти никто из его сослуживцев, их их смерть навсегда осталась в памяти Абдулгамида.
Поэтому на вопрос, чего он, вырастивший 8 детей, проживший долгие 87 лет и готовый встретить девяностый , сотый дни рождения, хочет пожелать современному поколению, Абдулгамид Шейхмагомедов отвечает кратко: «Пусть никогда не знают войны».
 
 
Номер газеты