На первый взгляд, шквал публикаций в печатных и интернет-изданиях, посвящённых конфликту между главой Новолакского района Гаджи Айдиевым и бывшим главным редактором районной газеты «Голос времени» Ульяной Акаевой, кажется вполне законным публичным отражением борьбы с несправедливостью и чиновничьим беспределом. Не дали работать честному, принципиальному журналисту, и тут же на его защиту встают коллеги, призывая к поиску правды правоохранительные органы, суды и даже президента.
Увы, думается, если бы наши замечательные коллеги, прежде чем по привычке гневаться на власть и настраивать против неё своих читателей, потрудились бы выслушать другую конфликтующую сторону, внимательно изучили бы документальные свидетельства спора, а также прислушались к общественному мнению, выводы их были бы не столь скоропалительными. Оговоримся сразу: все факты и выводы, приведённые в данной статье, имеют письменные доказательства и основаны на документах. Поэтому позволим себе настаивать, чтобы к ним присмотрелись и прислушались слишком рьяные защитники прав «угнетённых» журналистов.
Две стороны медали
С 2007 года, когда в результате всенародных выборов в Новолакском районе главой муниципального образования с огромным численным перевесом стал Гаджи Айдиев, его первые шаги в новом качестве всецело поддерживались местной прессой. Руководящая газетой Ульяна Акаева, к тому времени всего 2 года занимающаяся журналистикой, а до этого – частный предприниматель с комсомольско-партийным прошлым, оказалась умелым организатором. Газета при ней увеличила тираж, стала содержательнее и интереснее, сама главред в 2007 году была удостоена диплома фестиваля «Агро-СМИ». 15 декабря 2008 года постановлением главы района № 170-П в целях улучшения информационного обеспечения населения района, совершенствования руководства деятельностью СМИ, оптимизации расходов бюджетных средств создаётся МУ «Новолакский информационный центр», объединившее газету «Голос времени» и местное телевидение «Единство». Директором НИЦ стала, разумеется, Ульяна Акаева.
В то время не только районная, но республиканские и даже российские газеты с подачи Ульяны Акаевой восхищались принципиальными действиями нового главы по вопросам переселения жителей района на новые земли, по сельскому хозяйству и социальной работе. Вот отрывок из заседания круглого стола по проблемам муниципальной прессы в редакции газеты «Дагестанская правда» (30.04.2009):
«Ульяна Акаева: – Мне кажется, активнее и теснее должна быть связь органа местной прессы с администрацией муниципального образования, являющейся учредителем издания, которая просто обязана решать проблемы издания. Скажу, что у нас в районе существует полное взаимопонимание и согласие. Нет у нас вопросов ни с материальной базой газеты, ни с заработной платой ее работников. К примеру, и вопрос создания своего сайта мы думаем решать совместно. Почему бы не совместить сайт администрации района с сайтом нашего издания? Почему бы всем так не поступить?
Корр.: – Как объективно освещать работу администрации, задавать чиновникам, возможно, неприятные вопросы, если Вы полностью в зависимости от них?
У. А.: – Это определяет личность редактора. Я, к примеру, и критику могу позволить, но сегодня я больше думаю, как помочь нашему главе. Мне кажется, это сегодня ценнее и полезнее для дела».
Как видим, вопросов и претензий ни у учредителя газеты – муниципального образования, ни у другой стороны на тот момент не было. Район получал информацию о состоянии дел, о проведении открытых конкурсов на право аренды земли и был доволен. Сотрудники газеты и телевидения за небольшую и по сельским меркам зарплату более чем добросовестно трудились, а их директор, получая зарплату на уровне заведующего отделом администрации, потихоньку входила во вкус власти. На работе её видели всё реже, а в администрации всё чаще. Из её уст стали озвучиваться обещания «помочь в решении вопросов», связанных с администрацией, а подчинённые уставали от её окриков и нелицеприятных фраз в присутствии коллектива. А тут ещё и её муж, Магомед-Наби, работающий этажом выше, в районном архиве, добавлял: постоянно находился в редакции и пытался управлять и женой, и коллективом.
С января по апрель 2009 года заработная плата Акаевой Ульяны Кунбутаевны, согласно штатному расписанию, составляла 16450 рублей (с учётом вычетов – 14520 рублей. Для сравнения: в любом другом районе зарплата главреда газеты не превышает 8 – 9 тыс. рублей). Однако этого руководителю «такого ранга» явно не хватало. Став директором НИЦ и имея доступ к бухгалтерским документам, с мая 2009 года Акаева увеличила себе зарплату и стала получать 20790 рублей, при этом не согласовав свои действия с экономическим и финансовым отделами администрации. В июле она решила приравнять занимаемую ею должность к должности заместителя главы и увеличить свой заработок до 24 с лишним тысяч. Когда же экономистам администрации стало известно, что данные увеличения руководитель центра производит по личному усмотрению и без распоряжений главы, Акаева подняла шум и стала их оскорблять.
Теперь обратите внимание: это произошло 17 августа 2009 года. В тот же день Айдиев вызывает её к себе и пытается разобраться в случившемся. На его вопросы о сути конфликта Акаева опять оскорбляет руководителя финансового и экономического управлений администрации и с вызовом бросает: «Если вам не нравится, как я работаю, можете меня уволить!» Айдиев предлагает ей сделать это самой, и она собственноручно пишет заявление, на которое глава тут же ставит визу и передаёт бумагу управделами. А Акаева, понимая, что может быть назначена проверка её деятельности, тут же записывает в книге приказов НИЦ: удержать с директора МУ «НИЦ» Акаевой У. К. 26372 руб. с заработной платы ежемесячно в размере 20% в счёт погашения излишне выплаченной зарплаты» (приказ № 9 от 17.08.09).
Но работать Акаева продолжает, а Гаджи Айдиев, относясь к ней по-прежнему как к хорошему специалисту и ценному работнику, какими не стоит разбрасываться, пытается подыскать ей подходящую работу. Но всё же распоряжается провести проверку финансово-хозяйственной деятельности НИЦ и направляет туда комиссию контрольно-счётной палаты (распоряжение № 110-Р от 16.09.2009 г.).
В то же время становятся известными факты о начислении Акаевой в июле 2009 года премий своим сотрудникам на сумму 33920 рублей (приказ № 7 от 31.07.09). Сотрудники эту премию получили задним числом, когда Акаевой стало известно о готовящейся проверке, интересен и тот факт, что в числе премируемых были работники, проработавшие в газете всего 3 месяца (к примеру, З. Мазиевой, принятой на работу 1.05.09, была начислена премия 8502 руб.). В расчётно-платёжной ведомости №6 на выдачу премий она вообще расписывается за сотрудников сама, что позднее подтвердит экспертно-криминалистическая экспертиза ЭКЦ МВД по РД. На основании заключения экспертизы следователь Новолакского РОВД возбуждает на Акаеву уголовное дело, но суд признаёт незаконным постановление о его возбуждении.
На тропе войны
Тогда-то и возникает версия Акаевой о том, что у неё возникли разногласия с руководством по поводу публикации в газете «Голос времени», посвящённой сентябрьским событиям 1999 года. По её словам, Гаджи Айдиев запретил ей печатать статьи, содержащие упоминание о роли бывшего главы района Т. Омаева и начальника штаба самообороны А. Амутинова в разгроме бандформирований. Однако по свидетельству не только Айдиева, но и нескольких сотрудников газеты, он не только не давал таких абсурдных распоряжений, но и, наоборот, просил Акаеву отнестись к публикации объективно и не переписывать историю по своему усмотрению, в угоду ему или кому бы то ни было.
Как известно, лучшая защита – это нападение, и Акаева перешла в наступление. Как только 5 октября 2009 года было издано распоряжение о её увольнении, она подаёт в суд первый иск о восстановлении её в прежней должности и взыскании зарплаты за время вынужденного прогула.
Районный суд, поддержав её иск, своим решением от 24.11.09 восстанавливает Акаеву на работе. Суду, конечно, видней, кто прав в данной ситуации. Однако к тому времени деятельностью Акаевой заинтересовалась милиция, и в связи с обнаруженными нарушениями в финансово-хозяйственной деятельности Акаеву снова увольняют – спустя 3 дня после восстановления на работе. Она опять подаёт в суд, и опять её восстанавливают. Тогда же Айдиев вновь проводит реорганизацию НИЦ и разделяет газету и телевидение, а Акаеву назначает директором последнего.
В это время обнаруживается, что в конце 2008 года Ульяна Акаева приказом № 16 от 30.08.2008 года приняла на работу «временно, на время отпуска, водителя Омарова» своего сына Анвара Акаева, посадив его на новый автомобиль «Лада-Приора», приобретённый администрацией для редакционных нужд. Однако тот использует его в личных целях, продолжает ездить на новом автомобиле и после завершения отпуска водителя, и дважды – в январе 2008-го и марте 2009-го – разбивает его. Затем по доверенности от несуществующей на тот момент (март 2009 года) организации – ликвидированного МУ «Редакция газеты «Голос времени» – оформляет две страховки на общую сумму свыше 92 тысяч рублей, а договор на ремонт автомобиля он заключает с родным дядей – Акаевым А. А. Полученная сумма в соответствии с законом должна была быть оприходована в кассу либо самой газеты, либо, в случае ликвидации предприятия, в кассу учредителя, т. е. МО «Новолакский район», однако директор Акаева этого не сделала. По результатам проверки, проведённой ОБЭП Новолакского ОВД, в действиях Акаевой были усмотрены признаки состава преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, и материалы были переданы по подследственности в СК Хасавюртовской межрайонной прокуратуры.
С начала 2010 года Акаева начала настоящую информационную войну с главой района. За неполные 5 месяцев в одной только газете «Новое дело» в форме журналистских статей и её собственных писем 3 раза публикуются гневные слова Акаевой о том, что её ущемляют и не дают работать, о «самоуправстве Айдиева». Аналогичные письма публикуют некоторые другие газеты и интернет-издания. Акаева ссылается на выступление главы района на совещании актива района 25 января 2010 года, где он якобы заявляет, что «суд восстановит её, но работать она не будет». Но судя по видеозаписи этой передачи, показанной по местному телевидению «Единство», дословно его слова звучали так: «…Знаю, что сегодня суд её тоже восстановит, тем не менее есть причины, по которым она не может там работать, и не будет работать, кто бы этого ни хотел. Когда решены будут вопросы, которые изучаются в правоохранительных структурах, тогда разберёмся».
Кто же этого хочет?
Теперь поговорим о том, кому может быть выгодно столь обострённое противостояние между главой района Гаджи Айдиевым и Ульяной Акаевой. Осенью в районе должны состояться выборы главы МО, следовательно, можно говорить о начале предвыборной борьбы и войне компроматов. Всем известно, что со времени прихода Айдиева его оппоненты, с разгромом проигравшие ему прошлые выборы, не желают мириться с тем, что он пытается установить законный порядок выделения земель Новостроя. Среди них и бывший глава района Т. А. Омаев, который с осени 2009 года работает в республиканском антимонопольном ведомстве. А теперь приведём следующие статистические данные, основанные на документах экономического отдела администрации Новолака. За 2006 – 2008 годы в адрес администрации из ФАС по РД получено соответственно 4, 9 и 17 писем о нарушениях антимонопольного законодательства. В 2009-м – уже 42, а за 4,5 месяца 2010 года – 144. За 2009 год было составлено 29 актов проверки и вынесены определения, из них 16 – по торгам, по земельным вопросам – 13. И лишь одно дело доведено до конца с результатом в пользу районной администрации. Слушание остальных, начиная с 29 октября 2009 года, под разными предлогами откладывается и переносится: сначала на 2 марта, затем – на 8 апреля, потом появляется ходатайство о продлении сроков, уже до июля.
Причину волокиты приезжающим в ФАС представителям администрации не сообщают, а иногда, не дожидаясь их приезда, переносят на более поздние сроки. В этой ситуации можно быть уверенным, что с наступлением осени и приближением выборов все дела разом рассмотрятся, можно даже не сомневаться, в чью пользу.
Ещё один крупный проброс в сторону Айдиева был сделан в публикации Магомеда Абдурашидова «Земля обетованная» в № 20 от 21 мая 2010 г. газеты «Новое дело». Не имея на руках ни одного документа, кроме 13 постановлений администрации о предоставлении земельных участков и утверждении схемы расположения земельных участков (последние не являются правоустанавливающими документами на право владения или пользования землёй) на территории села Гамиях, Абдурашидов выносит главе района Айдиеву скоропалительный вердикт: глава разбазаривает земли Новостроя, выделяя их по собственному усмотрению и без объявления публичных торгов.
Однако при детальном изучении изложенного материала выясняется, что факты в нём умело подогнаны под то, что глава района незаконно раздал 110 га земель села Гамиях, что не соответствует действительности. Из 13 участков 3 были сформированы при прежнем главе, а Айдиев не торопился их выделять, тщательно проверяя законность выделения. Ещё 3 участка были лишь сформированы, но по сей день в аренду не переданы. Следующие три были выделены после прохождения законных процедур, в том числе после публикации объявления о конкурсе в районной газете «Голос времени», однако не на землях Новостроя, а на территории старого села Гамиях. Участки площадью 8 га, 1,5 га и 2 га были выделены предпринимателям Ш. Абдуллаеву, Г. Рашидову и А. Надырову после размещения объявления о конкурсе в районной газете за № 52 от 25 декабря 2008 г. и на законных основаниях переданы в аренду постановлениями администрации.
И один факт, заслуживающий особого внимания. В статье М. Абдурашидова на примере земельного участка площадью 5 га, который был выделен ПБЮЛ Абдурахманову, расписывается «механизм махинаций по распределению земель без аукциона», то есть без проведения публичных торгов после опубликования в газете соответствующего объявления. С ним действительно особая история.
Как известно, подобные объявления печатаются, по принятому распорядку, в районной газете, учредителем которой является администрация муниципального образования. А руководила этим печатным органом в Новолакском районе, как мы уже знаем, Ульяна Акаева. И никаких претензий к размещению объявлений либо подозрений об их подделках не возникало до начала того самого противостояния. Газета № 26 от 27.06.2008 года с объявлением о выделении участка площадью 5 га, как делалось всегда, попала в администрацию из редакции газеты. На основании этого объявления и по представлению земельного комитета районной администрации заместитель главы района Земфира Джиржисова принимает решение о заключении договора аренды земельного участка с Зурабом Абдурахмановым, и 4 сентября 2008 года выносится постановление главы района о предоставлении ему земли.
Годовые подшивки газет хранятся во многих учреждениях и организациях района, однако из редакции самой газеты подшивка за 2008 год с указанным номером таинственно исчезла примерно полгода назад (время начала конфликта). Работники редакции, заметив пропажу, сообщили об этом руководителю, то есть Ульяне Акаевой. Та ответила, что это она забрала её по рабочей необходимости. Однако с тех пор подшивка так и не была возвращена. Почему? Да потому, что изданный общим тиражом экземпляр газеты за № 26 несколько отличался от того, что попал в администрацию. А конкретно – в нём не было объявления о конкурсе на те самые 5 га. Об этом становится известно правоохранительным органам, и в начале мая 2010 года в отношении Джиржисовой и Абдурахманова Следственный комитет при прокуратуре РФ по РД возбуждает уголовное дело по ст. 285, ч.1, и ст. 159, ч. 4 УК РФ. Но это не означает, что вина Джиржисовой и Абдурахманова доказана. Надеемся, что истинные виновные будут установлены, и к ним будут приняты соответствующие меры. А выводы будем делать лишь по завершению следствия и суда.
Как вы считаете, уважаемые борцы за справедливость, что выглядит более достоверно: попытки свалить вину за изготовление фиктивного номера на заместителя главы администрации Земфиру Джиржисову, которая и в редакции не бывает, или всё же есть более правдоподобные объяснения этому факту? Например, лёгкий доступ к вёрстке супруга Акаевой – Магомед-Наби, к тому же неплохо разбирающегося в тонкостях компьютерного дизайна. Кстати, когда Ульяну Акаеву первый раз освободили от должности главного редактора, он уничтожил все архивы редакции, все фотоматериалы, находящиеся в компьютере, и забрал профессиональную фотокамеру.
Сотрудники газеты теперь вынуждены восстанавливать утраченное, а это огромный труд. Но для них главное не это. Ни один сотрудник газеты, с которыми мы беседовали, не хочет больше терпеть произвола и самоуправства Акаевой, и в случае восстановления её на работе все решили покинуть газету. Аналогично поступили и работники местного телевидения, работу которых Акаева за время своего руководства сделала просто невозможной. Они почти одновременно подали коллективные заявления о уходе, мотивируя это неадекватным поведением руководителя, некорректностью и созданием нервозной обстановки на рабочем месте. Акаева требовала от них постоянного присутствия на рабочем месте, что для журналистов в силу специфики их работы совершенно невозможно. Грамотные, профессиональные работники с многолетним стажем уже научились работать без распоряжений сверху, газета выходит чётко по графику, с хорошим наполнением актуальными материалами, что, кстати, Акаева приписывает в свои достижения. Корреспондентам и операторам телевидения новый руководитель препятствовала в съёмках репортажей, утверждая, что только она знает, где и как им надо работать.
А что же глава, спросите вы? По словам Гаджи Шихамировича, он не хотел раздувать конфликт, отвечая на провокационные выпады Акаевой в средствах массовой информации. Однако публикация в «НД» стала последней каплей. Стало абсолютно очевидным, что искусственно раздуваемое дело об ущемлении прав журналиста и обнародование хода неоконченного судебного разбирательства в отношении З. Джиржисовой с нарушением презумпции невиновности – не что иное, как политический заказ, подогнанный к выборам. И те, кто стоят за Ульяной Акаевой и направляют её против Айдиева, будут и дальше действовать такими же методами, чтобы опорочить перед избирателями деятельность главы МО «Новолакский район» Гаджи Айдиева. Обидно, что на эту приманку уже повелись и наши коллеги-журналисты, и дагестанские правозащитники.
Абдурахман Магомедов
Номер газеты
- 13 просмотров