[ Мытарства мытарей ]

К названию должности начальника Управления ФНС по РД Николая Чичварина приставили аббревиатуру из двух букв – «и. о.». 15 мая 2010 г. у него истёк срок трудового контракта с Федеральной налоговой службой России.

Николай Чичварин возглавил ведомство год назад, после скандала с (не)назначением варяга Владимира Радченко.Тогда в числе кандидатов, которых будто бы отстаивал в Москве президент Дагестана Муху Алиев, называли лезгин: мэра Дербента Феликса Казиахмедова и начальника Дербентской МРИ № 3 Рамазана Рамазанова. Однако на волне растиражированных федеральными СМИ якобы русофобских настроений Алиева, начальником налоговой службы, по его же рекомендации, был назначен Чичварин. Как теперь выясняется, ненадолго. Чичварину, похоже, отводили роль временной фигуры. По данным «ЧК», сейчас он руководит Управлением в ранге и. о., а на смену ему прочат бывшего начальника поста Яраг­Казмаляр Махача Агабалаева.«ЧК» ранее упоминал о нём в связи с ликвидацией приказом начальника ФТС России этого поста. Напомним, что ликвидация была вызвана желанием лиц, афиллированных с начальниками УФСБ по РФ Григорием Шаньшиным, УФК по РФ Сайгидгусейном Магомедовым и министром ВД Али Магомедовым, сменить круг должностных лиц, связанных с функционированием таможенного поста (см. «ЧК» №37 от 11.09.2009 г.). Реформа была связана, в первую очередь, с желанием руководства УФСБ отскрести наследие бывшего министра ВД Дагестана. Второй, подспудной, причиной было желание расставить здесь своих людей (активно присутствовать на пограничном контроле долго и безуспешно пытался начальник Управления ФСКН по РД Азизбек Черкесов).  
Если оценивать годовое пребывание Чичварина на посту главного налоговика республики, то, в принципе можно сказать, что он свёл свою роль к счетоводству, хотя эта ключевая для республики служба должна формировать налоговую политику – создавать механизмы, нацеленные на расширение налогооблагаемой базы и налогового потенциала республики. Так, к примеру, за 2009 год из всего­то 3,6 млрд рублей налоговых сборов в местные бюджеты 2,2 млрд приходится на НДФЛ (имеющий бюджетное происхождение), и лишь оставшаяся треть этой суммы – на местные налоги (ЕНВД, ЕСХН, налог по упрощёнке, налог на землю и налог на имущество физ/лиц). Отсюда возникает задача – администрировать эти виды налогов таким образом, чтобы налоговые инспекции на местах по договору с местными администрациями (районов, а особенно крупных населённых пунктов, таких, как Леваши, Хаджал­Махи, Кули и др.) осуществляли для вторых сбор местных налогов (по закону о МСУ, обязанность по сбору лежит на самом МСУ, но с этой задачей оно не справляется).
Нельзя отметить и существенный рост налоговых сборов за этот период. Единственной операцией, которую успешно провёл Чиварин, оказалось создание единой городской инспекции по г. Махачкале.
Номер газеты