УСБ МВД по РД совместно с республиканским ГИБДД, а также корреспондентами «ЧК» 8 июня провело рейд с целью поимки с поличным водителей-взяточников. В ходе рейда мы убедились: поймать преступника при даче взятки вовсе не легко. Дагестанский обыватель называет взятку так: «это от души», «делай по-мужски», «магарыч», «это халал», но не говорит, что это – вознаграждение за несоставление протокола о нарушении. Также выяснилось, что нарушают ПДД в основном сотрудники правоохранительных органов.
В полдень журналисты «ЧК» и сотрудники УСБ присоединились к патрульному экипажу ГИБДД, дежурившему на участке ФАД «Кавказ» от въездного поста в Махачкалу до Сулакского поста ДПС. К операции было привлечено пять сотрудников ДПС. Среди них – инспектор из контрольнопрофилактического отдела ГИБДД Муслим Гамзаев, девять сотрудников УСБ, двое из которых «засели» на постах. Прикрывали наши действия два бойца спецназа УСБ.
Инспекторы использовали диктофоны для записи разговоров с водителями. Сотрудники УСБ весь процесс снимали на видеокамеру, а в милицейской «газели» установили приборы для видеои аудиофиксации.
Попался, голубчик!
12:20. Первое нарушение, как и первая неожиданность, не заставили себя долго ждать. За превышение скоростного режима был остановлен водитель синей «семёрки». Подошедшему инспектору сидевший за рулём просунул в окно милицейское удостоверение. И хотя гаишник ознакомился с корочкой, он всё же потребовал документы на машину. Немного опешивший шофёр попытался объяснить инспектору, что он «свой». Водителем оказался сотрудник ППСМ Бабаюртовского РОВД. Журналисты «ЧК» наивно полагали, что милиционер тут же будет наказан по всей строгости закона. Но после небольшого диалога нарушителю вернули права, и он уехал. «Водитель нарушил п. 12.1 КоАП РФ («Превышение установленной скорости движения т/с на величину не менее 10, но не более 20 км в час»), который предусматривает штраф в сто рублей либо устное предупреждение. Дабы не озлоблять граждан, в случае когда нарушение нетяжкое, мы применяем устное предупреждение», – пояснил Гамзаев. Надеемся, что и вне рейда, и не только в отношении «своих», инспекторы будут благосклонны к автолюбителям.
12:30. Следующим нарушителем, остановленным за выезд на полосу встречного движения, оказался сотрудник ФСБ Дагестана. Как и в предыдущем случае, водитель из приоткрытого окна показал своё удостоверение инспектору ДПС. К нашему удивлению, милиционер потребовал предъявить документы на авто (хотя так оно и положено). Сотрудник спецслужбы подчинился, но, зная, что за это нарушение предусмотрено лишение водительского удостоверения, подключил «телефонное право». Как итог – уже через несколько минут Гамзаеву по поручению начальника ГИБДД республики Валерия Громова позвонил некий Рамазанов, также высокопоставленный сотрудник ГИБДД, и попросил отпустить сотрудника ФСБ.
Отметим, что, в случае нарушения правил дорожного движения спецсубъектами (депутаты, судьи, прокурорские работники, сотрудники СКП и спецслужб), административные меры в отношении них применяются на общих основаниях. Исключением из этого правила являются нарушения в связи с «оперативной необходимостью» – этим термином пользуются многие сотрудники правоохранительных органов, нарушая ПДД. При этом чёткой трактовки, что попадает под понятие «оперативная необходимость», нет.
В нашем случае, после фиксирования данных сотрудника ФСБ для последующей передачи их начальнику УФСБ РФ по РД и принятия уже там решения, он был отпущен.
Чинам ПДД не писаны
12:53. Следующим нарушителем, выехавшим на своей «Тойоте Камри» на полосу встречного движения, оказался некий милицейский полковник, но его тут же отпустили. Наш инспектор пояснил, что это был простой обыватель и ему после проверки документов разрешили ехать дальше, так как он ничего не нарушил. Правда, инспектор не учёл того факта, что, когда водитель представлялся сотруднику ДПС, корреспонденты «ЧК» услышали звание нарушителя. Такая избирательность не понравилась руководителю операции – офицеру УСБ Мураду Абдуллаеву. Во избежание подобных эксцессов ему пришлось сделать устное замечание гаишникам.
13:25. Водителем следующей автомашины, остановленной за превышение скорости, оказался работник контрольно-ревизионного управления Минфина РД Кудрад Агаев. Показав корочку и поняв, что она не возымела действия, Агаев стал возмущаться: «Кто вы такие, чтоб останавливать меня, на каком основании?!» После вмешательства сотрудника УСБ водитель стал вести себя сдержанней; милиционеры выписали его данные и отпустили.
Тут же инспектор ДПС попытался остановить мчавшуюся на большой скорости «Тойоту Лэндкрузер», но водитель, проигнорировав требование, выехал на полосу встречного движения и скрылся. Сигнал об этом был передан на Сулакский пост, где дежурил сотрудник УСБ. Нарушений, которые допустил водитель «тойоты», хватило бы на то, чтобы лишить его водительских прав на пару лет. Но в нашем случае за рулём машины оказался глава МО «Тляратинский район»Шамиль Расулов, спешивший с группой депутатов НС РД на совещание в Бабаюрт…
13:48. Следующими оштрафованными оказались водитель чёрной «приоры», остановленный за превышение скоростного режима, и сотрудник милиции. Последний вёл себя нагло и держался надменно: отказывался предъявлять документы на машину. После вмешательства сотрудников УСБ нарушитель закона резко изменил поведение – показал документы, а в своё оправдание стал пояснять, что везёт в больницу жену, у которой сломана рука. Только при проверке содержимого карманов (в одном из них оказалось милицейское удостоверение) выяснилось, что остановленный – инспектор ДПС при Бабаюртовском РОВД.
На гаишника был составлен протокол об административном правонарушении, дальше с ним разбиралось УСБ.
Остановить водителя чёрной «Волги» удалось только в 30 м от нас: подействовал на него передёрнутый затвор автомата спецназовца, уже готовившегося открыть стрельбу в воздух. Выбежавший из машины молодой водитель, перейдя на крик и тыча в лицо какой-то спецталон, стал возмущаться, почему его остановили. Как выяснилось, спецталон – это большая привилегия на дорогах, выдаётся он из федерального центра только на автотранспорт руководящего состава спецслужб (ФСБ, СВР и др.). Увидев этот клочок бумаги, сотрудники УСБ стали разводить руками, мол, у людей, имеющих такой пропуск, нельзя проверять документы и автомашину. Водитель, воспользовавшись своими правами, на большой скорости рванул от нас и, удалившись метров на 50, свернул в сторону особняков у моря. (Через полчаса он, демонстративно нарушая правила дорожного движения, проследовал в направлении Махачкалы.)
Оставаться долго на одном месте было бессмысленно: водители сигнализируют (моргая фарами) встречному транспорту, таким образом сообщая, что впереди ГАИ. При этом, как показала практика, реагируют на эти спецсигналы только простые водители, а правоохранители едут как ехали.
Дать не дать
14.40. Уже на новом месте, непосредственно на трассе, за нарушение скоростного режима был остановлен работник Минюста РД на автомобиле «Мерседес МЛ». Ещё до его остановки мы (корреспонденты «ЧК» и сотрудники УСБ) договорились, что будем сидеть в машинах до момента икс – первых предложений взятки.
Выяснилось, что у водителя просрочена страховка, значит, сумма штрафа увеличивается; за это правонарушение полагается снятие госномеров. Но водитель «мерседеса» не спешил со взяткой, решив сперва воспользоваться «телефонным правом». К инспекторам то и дело стали поступать звонки то из управления ГИБДД МВД по РД, то из других подразделений МВД. Сам водитель несколько раз передавал трубку инспектору Гамзаеву. Но, видя, что результата нет, водитель подсел в «газель» к инспекторам. Недолго думая, он достал из кармана 500 рублей (в среднем в эту сумму оценивается решение вопроса по страховке) и положил их на стол инспектору. Для того чтобы состоялся факт дачи взятки, инспектор должен точно услышать (и эти слова фиксируются на видео и аудио) от водителя, что деньги передаются, чтобы на нарушителя не составлялся протокол. В нашем же случае бывалый водитель стал говорить «это деньги от души», чтобы решить вопрос «чисто по-мужски». Инспектор стал переспрашивать: «Для чего даются деньги?» Почуяв неладное, работник юстиции решил пересмотреть свою позицию и заявил: «Пишите сколько угодно протоколов». Как итог – номера с авто были сняты, а водителю передана копия протокола об административном правонарушении.
Пока шло оформление, мимо нас на большой скорости, игнорируя все требования дорожной разметки, промчалась бордового цвета БМВ Х-6 с тремя семёрками на номерах. Водитель этой машины не среагировал даже на припаркованную у обочины патрульную машину ДПС. Данные о нарушителе были переданы на пост, где дежурил сотрудник УСБ. Уже там БМВ была остановлена. За рулём машины сидел Шамиль Тааев, а на пассажирском сиденье – мировой судья участка № 113 Мурад Тагиров. Последний, как отмечают в УСБ, стал возмущаться остановке автомобиля. Хотя после проверки документов машину отпустили.
16.10. В очередной раз сменив место стоянки, инспектора за превышение скорости остановили чёрную БМВ Х-5 без госномеров. Водитель авто предъявил удостоверение помощника зампредседателя Правительства РД Низами Казиева и транзитные госномера на авто, которые по закону должны были быть прикреплены на корпусе машины. Водитель, недолго возмущаясь, согласился с тем, что он нарушил правила, на него был также составлен протокол.
16.30. Попытка остановить «Тойоту-Лэндкрузер» за госномером О769ОО для инспекторов оказалась неудачной. Сидевший на пассажирском сиденье человек в камуфлированной форме на взмах жезлом и требование остановиться среагировал свойским «салам алейкум». Авто проследовало дальше. До поста машина не доехала, видимо, свернула…
16.55. Водитель «форда», следовавший в свадебном кортеже, был остановлен за превышение скорости. Водитель, вначале предлагавший взятку, почему-то в последний момент передумал – и согласился на составление протокола.
17.28. Следующая машина – «Лада-Приора» хетчбек за госномером К009АТ – остановилась в 20 м от указанного места. Водитель стал кричать что-то шедшему навстречу инспектору, после чего резко тронулся с места. Когда милиционер потребовал остановки, машина несколько раз пересекла полосу встречного движения и сделала круг, но не остановилась. Сидевший за рулём, словно заигрывая с инспектором, сделал характерный знак рукой, означающий «созвонимся» и уехал. Инспектор так прокомментировал произошедшее: – «Это свой, гаишник». Вначале оторопевшие, уэсбэшники устремились в погоню. Последовали за ними и мы. Догнать гаишника не удалось…
P. S. На прошедшей неделе городское ГАИ объявило настоящий бой нарушителям правил дорожного движения (ПДД). Наиболее жестко инспектора обходились с водителями дорогих иномарок, так называемой «золотой молодежью», которые часто нарушают ПДД, особенно во время езды в свадебных кортежах. Их машинами были забиты штрафстоянки Махачкалы.
Номер газеты
- 19 просмотров