16 октября российское информационное агентство «Новости» (РИАН) распространило несколько сообщений, в которых сослалось на слова полномочного представителя Республики Дагестан при президенте РФ Гаджи Махачева, произнесённые им в Москве на «круглом столе», посвящённом отражению нападения боевиков на дагестанские сёла в августе 1999 года.
По первоначальным данным РИАН, Гаджи Махачев критиковал работу силовых ведомств в Дагестане, предлагал родственникам убитых милиционеров создать «эскадроны смерти» (для мести боевикам), а также отменить дагестанский закон «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории РД».
К примеру, в сообщениях информагентства приводились следующие фразы: «Если где-то засели бандиты, мы сразу уничтожаем полдома. Зачем? Есть же спецсредства. Мы «автоматом» наживаем себе врагов – даже среди этих жителей (уничтоженного дома), которые в ближайшее время вряд ли получат крышу над головой. Вопрос о необходимости прекращения подобной практики силовых структур должны поднять депутаты Госдумы от Дагестана. Зачем вводить КТО во всём Унцукульском районе? КТО надо вводить в лесах, где прячутся боевики. Вот в Губдене объявляли КТО – и что получили? Мучили народ, пропускной режим устроили... Когда убили министра ВД по РД Адильгерея Магомедтагирова (убит 5 июня), я предложил: давайте соберём родственников убитых сотрудников, создадим из них ядро и будем мстить боевикам. Это кровная месть, это закон гор. Клин клином вышибают. Только так мы наведём порядок… Создайте ополчение в каждом селе. Всё равно в сёлах здоровые молодые люди бездельничают, ни черта не делают, только в карты играют. Они каждого знают в лицо, из какой семьи кто в горы ушёл. Боевики боятся не столько правоохранительных органов, сколько народной мести… Сегодня закон «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории РД» (принят 16 сентября 1999 г.) незаконно действует на территории республики. Ваххабизм – это мусульманское течение, зачем мы противопоставляем одну религию самой себе? Саудовская Аравия – тоже ваххабиты, но нет же там экстремизма. Сегодня есть возможность остановить (терроризм) – прекратить вешать ярлыки. Раз мы в Российской Федерации, мы должны исполнять законы России».
Уже через час РИАН сняло эти сообщения со своего сайта безо всяких объяснений, а помощники Махачева распространили в СМИ заявление дагестанского политика, который называет действия корреспондента РИАН «противоречащими журналистской этике», а его сообщения – «некорректными».
«По окончании ‘’круглого стола’’», – официально заявляет Махачев, – у меня состоялась неформальная беседа с одним из участников встречи. В ходе личного разговора я выразил своё отношение к событиям 99-го года. Беседа проходила без участия представителей СМИ, поэтому вызывает недоумение некорректная интерпретация моих высказываний, свидетелем которых ни один из представителей СМИ не являлся. Дагестану в борьбе с экстремизмом и терроризмом нужны не «отряды мести», а консолидация усилий всех здоровых сил республики. С моей стороны не имела место огульная критика действий правоохранительных органов республики. Я, как никто другой, знаю, в каких тяжёлых условиях, часто рискуя собственной жизнью, они защищают нашу с вами безопасность. Мы должны поддерживать правоохранительные органы, а не подвергать их неконструктивной обструкции, тем более на публичных мероприятиях.
Что касается введения режима КТО, то его применение оправдано в отдельных сёлах по решению правоохранительных органов или по просьбе самих местных жителей. Как показывает опыт того же Унцукульского района или селения Губден, КТО приносит положительные результаты: приводит к резкому снижению общего уровня преступности, значительно уменьшает влияние экстремистов в регионе. Слухи о возможности введения КТО в целом в республике не имеют под собой никаких оснований. Этого хотят деструктивные силы, стремящиеся дестабилизировать ситуацию в республике. В настоящее время обстановка в РД напряжённая, но управляемая. Народы Дагестана заняты созидательным трудом», – говорит Махачев.
Номер газеты
- 1 просмотр