Вопрос экономии – один из главных в системе оказания коммунальных услуг. А как экономить? И всегда ли это нужно, ведь на модернизации ЖКХ экономить нельзя?! Зато можно и нужно на расходовании коммунальных услуг. Например, на электричестве. Но тут многое зависит от сложившейся системы. Ведь в условиях, когда одна организация предоставляет другой неверные данные, а потом получает публичную порку (имеются в виду обвинения Саида Амирова, брошенные в адрес управляющего директора ОАО «ДЭСК» Галипа Галипова), развивать ЖКХ очень сложно…
Напомним, что после того как ДЭСК распространила информацию о том, что ОАО «Махачкалинские горэлектросети» должно ей 889,4 млн рублей, Саид Амиров на заседании отраслевых муниципальных чиновников, на которое он пригласил все заинтересованные стороны, обвинил Галипова в том, что тот предоставляет в СМИ неверную информацию: «Или вы больные люди, или у вас в энергосбытовой компании нет никакого учёта, или бесполезно перед вами отчитываться, покупать у вас электроэнергию и стопроцентно оплачивать. Я ещё раз хочу повторить: с 1 августа 2009 года ни копейки долгов у Махачкалы перед ОАО «МРСК» нет».
А в ответ…
Помимо этого, Амировым было сказано многое. Уже после того памятного заседания ОАО «МРСК» распространило пресс-релиз, в котором решило опровергнуть некоторые из высказываний мэра столицы. В частности, в нём сказано, что не соответствует действительности растиражированная в СМИ информация о том, что «руководитель ДЭСК Галип Галипов на встрече с мэром Махачкалы озвучил намерение применять в будущем к потребителям Махачкалы повышающий коэффициент, что должно поднять цену для населения Махачкалы с 1,22 рубля до 1,5 рубля за киловатт. По словам Галипова, идея повысить тарифы принадлежит руководителю «МРСК Северного Кавказа» Магомеду Каитову».
В пресс-релизе делается акцент на то, что тарифы на электроэнергию устанавливают государственные органы – Федеральная служба по тарифам РФ и Республиканская служба по тарифам РД (РСТ), а не Магомед Каитов или кто-либо иной. Порядок ценообразования на электрическую энергию определён соответствующими федеральными законами и постановлениями правительства РФ.
Опять виновны тарифы?
Хочется добавить, что в постановлении РСТ РД от 15 декабря 2008 года «О тарифах на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям РД в 2009 году» указано, что в 2009 году городское население должно платить за 1 кВт/час 1 рубль 22 копейки, а сельское население – 1 рубль 13 копеек.
В начале года руководство ДЭСК (замдиректора Магомед-Рагим Рабданов) сетовало, что из 1 рубля 22 копеек сбытовая надбавка составляет лишь 4 копейки.
По-видимому, этого не хватает, и организация, которая, по сути, должна быть рентабельной, заканчивает год с убытками более чем в 100 миллионов рублей. В ДЭСК винят во всём искусственное сдерживание тарифов*.
Виня сдерживание тарифов, ДЭСК, на наш взгляд, косвенно признаёт, что износ её мощностей растёт, и она не может за счёт повышения тарифов поддерживать нормальное функционирование своих мощностей. Отсюда, по-видимому, и фраза Галипова, сказанная на нашумевшей встрече с Амировым, о том, что по текущим платежам проблем нет, но «у нас проблема – перерасчёт по мощностям, который мы сделали. Мы с января это не делали…»
Хотя бы экономьте!
Таким образом, получается гонка за тенью. Гонка тарифа за амортизацией и износом производственных мощностей. Тогда как нужно МОДЕРНИЗИРОВАТЬ и ЭКОНОМИТЬ. Если нет денег на коренную (либо какую-либо другую) модернизацию, то нужно научиться хотя бы экономить.
Делать это можно разными способами. Например, экономить на самом ресурсе.
К примеру, квартирные приборы учёта позволят оплачивать только фактически потреблённую воду, не оплачивать непотребляемые услуги. В некоторых случаях экономия составит до 60 %.
Например, общедомовой прибор учёта воды (в многоэтажных домах устанавливается, как правило, в подвале) позволяет контролировать не только объёмы потребления, но и параметры качества ресурсов (давление, температура и др.), кроме того, домовые приборы учёта позволяют точно определить потери воды по пути от ЦТП (центральный тепловой пункт) до дома, при расчётах с ресурсоснабжающими организациями выявить утечки в системах водо- и теплоснабжения жилого дома, а также дают реальные возможности для ресурсосбережения. Только установка общедомового прибора учёта позволит понять, где именно происходит утечка – на домовых сетях или на ЦТП.
Внедрение приборов учёта будет способствовать снижению потерь, упростит выявление утечек в подземных коммуникациях, лишит эксплуатационные организации возможности оплачивать за счёт населения и дотаций из местных бюджетов непроизводительные, сверхнормативные потери энергоносителей и воды, создаст экономическую мотивацию населения к рациональному расходованию воды, тепла, газа. Срок окупаемости средств учёта потребляемых энергоносителей и воды не превышает двух лет, а платежи за коммунальные услуги сокращаются не менее чем на 25 – 30 %.
Стоит акцентировать внимание и на том, что в деле экономии многое зависит и от потребителей. К примеру, потребитель не должен платить за недополученную коммунальную услугу. Согласно же постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 жилец может не платить за ряд коммунальных услуг, в том числе за воду, если он отсутствует по месту прописки более пяти полных календарных дней, но только в случае документального подтверждения его отсутствия.
В практике коммунальных служб часто случается, что стандарты качества по всем услугам нарушаются более чем в два раза. К примеру, в течение суток потребителям лишь на протяжении 8 – 12 часов бесперебойно подаётся вода, и тарифы у таких потребителей уменьшают на 50 %. Напорно-расходная характеристика водоподачи и качество воды даже в течение этих часов в разы ниже, чем предусмотрено ГОСТами. С электричеством то же самое. Напряжение 196 – 210 вольт вместо 220 (скачки напряжения) выводит из строя бытовую технику…
Каждый ватт на счету
Что касается электроэнергии, то о необходимости повсеместного внедрения счётчиков не говорил только ленивый. Тем более что в соответствии с законом «Об энергоснабжении» все энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту. Но со счётчиками не всё так просто. Ведь на платежи по счётчикам можно перейти, только если потребитель выплатит всю задолженность, накопившуюся за месяцы неплатежей. А что делать, если потребитель коммунальную услугу не получал, но плату за неё всё-таки ему начисляли?
По идее, надо судиться и в судебном порядке доказывать, что услуга получена не была. Ведь сами коммунальщики страшно не заинтересованы в счётчиках, в первую очередь потому, что по их нормативам оплата выходит куда большая. Если б сами коммунальщики захотели, они могли бы реструктурировать задолженности так же, как им реструктурирует МРСК. Сделали бы сверку с потребителями-задолжниками, подписали бы акт сверки, составили договор со сроками выплат и установили счётчики. Но это не делается.
Есть и другие способы энергосбережения. Лампочки, например. Так, через три года в Европе планируется полностью запретить продажу ламп накаливания. С сентября 2009 года будет запрещена продажа лампочек мощностью 100 Вт, через год эта участь постигнет 75-ваттные лампы, в 2011 году – лампы на 60 Вт, в 2012 году – 40- и 25-ваттные лампы. Это решение Совета ЕС на уровне министров энергетики – одна из мер по увеличению энергоэффективности (по экспертным оценкам, на 20 %) европейской экономики к 2020 году; благодаря переходу на энергосберегающие лампы ЕС будет экономить 5 – 10 млрд евро в год. В РФ объём рынка ламп накаливания составляет порядка 110 млн евро, а рынок энергосберегающих ламп – около 65 млн евро. Самая дешёвая энергосберегающая лампочка в 10 – 20 раз дороже обычной.
Введение энергосберегающих лампочек помогло бы снизить издержки производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставленных услуг (в данном случае – электроэнергии). Ведь на энергоснабжение зданий расходуется от 37 до 40 % потребляемых в Дагестане энергетических ресурсов. Индивидуальный учёт расходуемых тепла, воды и природного газа практически отсутствует… И это проблема… Одна из…
*В «ЧК» от 23 октября 2009 года мы писали о том, что сегодня действует соглашение между РСТ, Министерством энергетики РФ и Республикой Дагестан, согласно которому дагестанские тарифы занижены. Происходит это за счёт покрытия федеральным бюджетом части стоимости, по которой дагестанские поставщики покупают электроэнергию на едином рынке.
Номер газеты
- 1 просмотр