Неполные два с половиной часа лёта, отделяющие нас от столицы, казалось бы, не повод для баек и легенд вроде «в Москве по улицам бродят медведи, все люди ходят в шубах и играют на балалайках», как изгаляются американские кинематографисты…
Вот только скажите, откуда в таком случае эти немыслимые, баснословные, не имеющие ничего общего с реальностью цены на марки категории «масс-маркет»: Levis, MEXX, Zara, Bershka, Pull and Bear, Mango, Promod, Stradivarius, TopShop и Motivi в наших гумах-цумах?!
Моя мама, единожды отважившись посетить со мной «Европейский» (Торговый центр у Киевского вокзала), вообще назвала все эти магазинчики (язык не поворачивается сказать «бутики») «секонд-хендами» и «одеждой на вес». Очень верное ощущение, особенно если устроить шопинг в выходной: вещи огромными кучами свалены на полки или валяются на полу – молодые продавцы-консультанты просто не успевают их складывать, а в примерочные и кассы многометровая очередь. Ещё бы! Вся школьно-студенческая Москва и люди постарше одеваются в подобные кофты-юбки-брюки за «799 р» без особенного учёта того, что там написано на ярлычке. «Зара» ли, «Страдивариус» или «Мэкс» – какое это имеет значение? Главная особенность этих вещей – включенность в общемировой модный контекст, их безусловная актуальность и неплохое качество. Впрочем, едва ли они продержатся больше двух сезонов: 799! И ни рублем больше.
И вот когда эти разноцветные кожаные с накладными карманами куртки за 2499, и эти балетки за 1499 из Bershka видишь у нас по 9000 и 4500 рублей соответственно, теряешься совершенно. И ведь глупо как-то и некультурно вовсе начинать надменные беседы с продавщицей «бутика» о коммерческой добросовестности и том, что «прошли те времена», а тем более об «информационном обществе» и тех самых двух с половиной часах… Улыбаешься себе, отворачиваешься и выходишь.
Тут нужно оговориться. И рассказать тем, кто ещё не в курсе, про существование такой штуки, как франшиза. Это когда ты договариваешься с торговой маркой, платишь за это немаленькие деньги и на определённых условиях под оригинальным названием продаёшь её продукцию. Если ошибаюсь, то поправьте, но цена остается именно такой, как у производителя, а значит, в Махачкале, Москве или Милане майка от «Зары» при этом стоит примерно одинаково. У нас на таких условиях, как мне известно, работают всего несколько магазинов. Остальные – просто покупают вещи там и перепродают здесь. Со средним коэффициентом – полторы – две цены сверху… Что-то я увлеклась.
И я намеренно не говорю сейчас о высоком – платьях Дианы Фустенберг, сумках «Прада» или пальто «Валентино». Тут примешивается экспертиза на подлинность, дробление на первые и вторые линии и разная внутрикухонная чепуха. Говорить о «масс-маркете» так же легко, как покупать себе новый наряд от этих марок с каждой зарплаты. И поэтому нужно сначала уяснить себе, что Zara и TopShop (а ещё триллион подобных марок) – далеко не повод для гордости. Найти свой собственный стиль, умело опирающийся на мировые модные тенденции, – гораздо большее достижение. И умоляю, пусть он будет как можно более далёк от того, на что с завистью показывают пальцами свадебные гости!
А если после всего этого вам ещё нужна какая-то прозрачная мораль, то говорю вам – откладывайте деньги и одевайтесь на распродажах в августе и декабре в московских торговых центрах! И да помогут нам в этом адекватно оценивающие себя «Дагавиалинии»!