[ Сила в товариществе ]

ТСЖ может служить лакмусовой бумагой для определения прозрачности и эффективности ЖКХ. По тому, насколько ТСЖ независимы и конкурентоспособны, можно судить, в правильном ли направлении развивается жилищно-коммунальный комплекс города (республики, страны). Поэтому первоочередная задача муниципалитета – это обеспечить независимость ТСЖ. В Махачкале же отношение к ним двойственное: администрация пытается использовать товарищества для своей выгоды, препятствуя их развитию, а жильцы не торопятся создавать ТСЖ из-за связанных с ними проблем. То есть дагестанцы предпочитают стенать и жаловаться, а не брать инициативу в свои руки…

А между прочим, ТСЖ – как раз-таки благо для муниципалитета, тем более в сложившейся ситуации, когда (говоря языком прагматики) ЖКХ стало головной болью Саида Амирова. И часть того, что по многим причинам не удаётся мэрии, могут взять на себя независимые ТСЖ.
Но пока администрация, видимо, не понимает роли, которую ТСЖ может и должно играть в жизни столицы. Отсюда и такое негативное отношение к данной форме управления собственностью жильцов. На ТСЖ смотрят как на незваного гостя, который хочет подобраться к кормушке, и не замечают другой стороны – позитивной.
Именно из-за такой позиции администрации и возникают все те истории с ТСЖ, которыми пестрят СМИ. В них рассматриваются в основном три проблемы товариществ: придомовая территория, коммуналка и административный ресурс.    

 

МеЖевание

Проблема придомовой территории – особенная. Чиновники администрации зачастую без ведома мэра города продают территорию, которая относится к общему имуществу (чердаки, подвалы, лестничные клетки и многое другое) многоквартирного дома и по праву принадлежит собственникам. В том числе и земельный участок (с элементами озеленения и благоустройства – парковками, гаражами, детскими площадками и проч.), на котором расположен дом. Границы же и размер его определяются по проведении межевания территории. Но как раз с межеванием в Махачкале проблемы. В частности, ТСЖ «Ленина, 18» не судилось бы до посинения, стремясь избавиться от незаконного частного строения на своей придомовой территории, будь у него межевой план дома. Но получить его невозможно до тех пор, пока управление архитектуры Махачкалы (главный архитектор – Руслан Умалатов) не завизирует топосъёмку земельного участка, на котором расположен дом. Но Умалатов по непонятным причинам этого не делает. «Без завизированной топосъёмки нам ни в Горкомзем, ни в кадастровую палату, ни в налоговою службу соваться нет смысла», – говорит председатель ТСЖ «Ленина, 18» Хаджимурат Каласов. Данная ситуация интересна и тем, что это ТСЖ выиграло судебный процесс, и исполнительный лист обязывает администрацию города установить границы и размеры земельного участка. Строение на придомовой территории признано незаконным. Но сносить его пока никто не собирается: администрация по какой-то причине не желает применять силу, хотя, если строение возведено незаконно, его нужно снести. Бывают случаи, когда сносят, и на этом, правда, ограничиваются: снести – это одно, а вывозить то, что было когда-то зданием, никто не хочет. Наглядный пример – на ул. Казбекова, напротив школы № 12 (см. на фото).

 

Переменная закона

В условиях дефицита земли в центре (да и не только) города придомовая территория дома становится способом обогащения, и муниципалитет такой возможностью пренебречь не может. Продаётся всё и вся. Как иначе объяснить ситуацию с продажей части придомовой территории дома № 184 по ул. Казбекова (перекрёсток Казбекова и Акушинского) площадью 200,5 кв. м под строительство коммерческой недвижимости? Согласно генплану постройки города эта земля является парковой зоной, и на ней находилась детская площадка. По проекту этот участок был отведён под строительство именно этого дома и должен находиться в пользовании его жильцов. Но закон повернули так, как хотели. А жители теперь доказывают обратное.
С вольным обращением с законом столкнулся и директор спортивного клуба «Педагог» Шейхислам Магомедов, которому постановлением администрации Махачкалы был выделен земельный участок под строительство спортивного комплекса по ул. Огарёва. Территория немалая и, естественно, она вызвала большой интерес: на этом месте с успехом можно было бы построить многоэтажку. И хотя Магомедов имел на землю все необходимые документы, администрация (в лице своих представителей), спохватившись, включилась в борьбу за данную территорию. В этом противостоянии было практически всё: и отмена постановления Саида Амирова о предоставлении земельного участка (нечасто администрация по собственной воле признаёт свою неправоту и тем более старается исправить что-то с помощью суда), и поджог жилого вагона на территории Магомедова, и множество судебных процессов с разным исходом. Позиции сторон по делу противоречивы, и для того чтобы сказать, кто прав, а кто виноват, требуется разобраться в истории конфликта. А это тема для отдельной публикации… 

 

Административный ресурс

Как уже было сказано выше, административный ресурс – также одна из главных и часто встречающихся проблем. Случаев, связанных с ним, много.
К примеру, предполагаемый снос гаражей, расположенных рядом с домом № 59 на просп. Насрутдинова (см. на фото выше). На месте гаражей, которые, по мнению мэрии, портят вид, собираются возводить капитальные строения: они, видимо, портить ничего не будут, и ставить их будут, не нарушая строительные нормы (якобы). По информации «ЧК», к сносу гаражей и мелких торговых точек имеет отношение заместитель мэра города Мурад Мирзабеков. А вот собственная ли это его инициатива либо она согласована «наверху», это уже другой вопрос. В любом случае, окружение Саида Амирова нет-нет да и бросает тень на своего руководителя. Видимо, Амиров это понимает: на прошедшем на этой неделе совещании (см. новость на 3 стр. – Прим. ред.) глава города подверг Мирзабекова жёсткой критике, а глава Советского района Махачкалы Осман Османов и вовсе был снят с должности. Его обязанности исполняет один из заместителей, сообщили нам в пресс-службе администрации.
Саид Амиров периодически отчитывает своих подчинённых и, как говорится, наносит точечные удары, снимая того или иного управленца с должности. Но проблема ЖКХ остаётся.

 

Даёшь больше!

Если не справляешься сам, то нужно создать условия для самооздоровления любого дела. ТСЖ для этого подходят как ничто другое. Дагестанцы уже с большим (ударение – на первый слог) оптимизмом относятся к этой форме управления многоквартирным домом. Как пояснил начальник отдела жилищного хозяйства Министерства строительства и ЖКХ Завир Казиев, число домов, которые обслуживаются ТСЖ, возросло примерно на 50 % по сравнению с прошлым годом. При этом число ТСЖ осталось прежним. Увеличилось только количество домов. В Махачкале 74 официально зарегистрированных ТСЖ обслуживают 1 миллион 11 тысяч квадратных метров жилья и имеют в управлении 523 дома. То есть половина (плюс-минус) созданных ТСЖ в Дагестане, а их у нас 161 (в управлении 1101 дом), приходится на Махачкалу. Но и этого мало.

 

Ну так вот…

Здоровое ТСЖ может обеспечить многое: собираемость коммунальных платежей, ремонт домов, поддержание в нормальном состоянии распределительных и внутридомовых коммуникаций и многое другое… И если собираемость платежей с населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги остаётся низкой1 (составляет за второй квартал 2009 года 57,2 процента против 58,2 процента за аналогичный период 2008 года), с помощью реально действующих товариществ этот процент можно было бы увеличить. Такая же ситуация и с ремонтом домов, и поддержанием в нормальном состоянии коммуникаций. И мэру столицы не лишним было бы задуматься над этим: прекратить бездумную застройку, начать строить этажные стоянки автомобилей и избавить улицы от лишней нагрузки, строить в центре города только многоэтажные офисные помещения, наладить ливневую канализацию и прочее. В администрации города должны понять, что жилищно-коммунальный хаос нуждается в упорядочении. А ТСЖ – один из способов самооздоровления хозяйства.
Нельзя сказать, что муниципалитет ничего не предпринимает. Предпринимает, особенно в последнее время. То есть предстоящие выборы президента, что ни говори, сказываются на ЖКХ столицы позитивно. То есть чем чаще выборы, тем лучше для народа. В их преддверии власть не только вспоминает о народе, но и готова реально работать.
В администрации города могут возразить: мол, не всё так плохо, и, к примеру, Лазурный берег будет отвечать всем нормативам и принципам разумности использования территории. В него будут вкладывать деньги китайцы (и даже обеспечат рабочей силой, что дешевле и эффективнее, нежели привлекать рабочих-дагестанцев), будет новая инфраструктура, а не старые изношенные сети, водоотведение и многое другое. Если это так, то прекрасно. Но и в этом случае есть вопросы. Например, кто купит такое дорогое жильё, как поступить с морем, в котором растворена едва ли не вся таблица Менделеева? Об этом мы поговорим в одном из будущих номеров. А пока нужно сказать, что Лазурный берег – это не панацея, и независимо от того, удастся ли проект «Лазурный берег», нагрузка на ЖКХ Махачкалы вряд ли существенно уменьшится… 

* Наименьший процент собираемости платежей отмечен в Махачкале, Дагестанских Огнях, Южно-Сухокумске, Кизилюрте и в пос. Дубки, Казбековского района.
Номер газеты