[ Фрейд жил, Фрейд жив, Фрейд будет жить ]

Тот, кто серьёзно занимается рекламой, осознает важность того, как должна восприниматься реклама. Если нет базовых знаний о человеке, лучше «не соваться» в рекламу. В противном случае можно навредить имиджу рекламируемого объекта. Отсутствие таких знаний гарантирует вынос наших «бессознательных» импульсов на поверхность.

Зигмунд Фрейд вверг всю интеллектуальную европейскую элиту в шок, когда доказал, что человек в некоторых экстремальных ситуациях руководствуется «бессознательными» импульсами. Оказывается, как показал патриарх психоанализа, человеческая суть состоит из Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Суперэго). Проще говоря, «Эго» – это то, каков я есть, «Суперэго» – это то, кем бы я хотел быть. Вся драма этой оппозиции (плюс детские воспоминания и впечатления) разворачивается и покоится в банке данных Ид, представляющем из себя подводную часть айсберга. Фрейдизм также показал, что в основе наших психических расстройств лежат наши пережитые, а затем загнанные в недра нашей сути впечатления и переживания. Эти «артефакты», по мнению современных клиницистов, являются причиной наших психических расстройств. Одним словом, на каждый айсберг найдется свой «Титаник», если конечно, капитан-эго строго следует курсу. Бессознательное Оно (Ид), как показал далее неофрейдизм, содержит в себе как креактив, так и деструктив. Финальным «достижением» неофрейдизма в 20 веке является декларация того, что «бессознательное структурировано как язык», т. е. «Оно» (Ид) в экстремальных ситуациях может вещать само за себя. Этими достижениями в настоящее время пользуются эксперты по психолингвистическому анализу (сейчас они востребованы как никогда). В Москве есть целый Психолингвистический институт.

Дагестанская реклама и
психолингвистика


Дагестанские рекламные тексты, слоганы, название брендов и т. д. для психолингвистического анализа представляют из себя непочатый край. На поверхность вулканизирует магма вычурности, пафоса, стремление к безудержной оригинальности, претенциозность и свойственная для нас эксцентричность. «Самообслуживание – это гламурно», так гласил огромный стенд на Ярагского возле ДГПУ, заманивая студентов на дешёвый ланч во время большой перемены. Процесс самообслуживания никак не может быть «гламурным». Гламурными могут быть только «подонки» из Comedy club . Или такое название магазина – «Элитная сантехника». Интересно, сантехника может быть «элитной», или, скажем, может ли быть унитаз «элитным» (со всеми из этого вытекающими обстоятельствами и ассоциациями). Лучше, наверное, было бы назвать «Сантехника для дагестанской элиты». Ещё, к примеру, стоматологическая поликлиника в Каспийске под названием «Титаник»… Казалось бы, «цепляющее», громкое название. Надпись яркая, крупный шрифт, хорошо просматривается издалека. Но с другой стороны – явная диссоциация со спецификой учреждения и явная ассоциация с «трагедией» одноимённого лайнера. Такие излишества – прямое свидетельство мучительного, «титанического» поиска собственной дагестанской рекламной самоидентичности. Видно, в наших названиях доминирует «Оно» из-за отсутствия цензуры «Суперэго».

Номер газеты