[ Без убытков не обойтись… ]

Интересная штука – ЖКХ. Мы вкладываем в него деньги, а результата как такового нет. Платим налоги и вносим плату за коммунальные услуги, но у нас дома по-прежнему часто отключают свет. Деньги идут, но их всё не хватает и не хватает. ЖКХ, как бездонная бочка, которая поглощает любую сумму, и конца-края этому не видно. Износ коммунальных сетей (основных фондов) составляет порядка 70 %, и каждый год их поддержание требует всё больших вложений. Но в следующем году, к примеру, на ЖКХ рес-публиканским бюджетом предусмотрена сумма в 6,6 раза меньше, чем в этом году (296 млн 568 тысяч рублей на 2010 год вместо 1 млрд 975 млн 23 тысяч рублей на 2009). То есть год обещает быть тяжёлым, и улучшений не предвидится. А ведь нам обещали ещё к 2003 году режим безубыточного функционирования ЖКХ республики… Что и говорить: правительство РД с режимом безубыточного функционирования поторопилось.

Чтобы было понятно сразу: режим безубыточного функционирования – это самоокупаемость. То есть система ЖКХ должна быть рентабельной и сама себя обеспечивать денежными средствами для затрат на все необходимые нужды. Но вот возможно ли такое?
Факты говорят «нет». Режим безубыточного функционирования на сегодняшний день невозможен, потому что задолженность коммунальных предприятий, по всей видимости, продолжает расти, необходимо обновлять их основные фонды качество коммунальных услуг нужно улучшать, а расценки на них делать более приемлемыми. Да и с финансированием ЖКХ в условиях большого процента потери ресурсов – проблемы.
Для того чтобы привести ЖКХ в порядок, республике нужен посыл сразу по нескольким направлениям – республиканская власть, муниципалитеты, население. Все три направления должны РАБОТАТЬ. Сейчас этого нет. Каждый перекладывает ответственность на другого. Республика – на муниципалитет. Тот – на граждан. А последние, считая, что государство должно их обслуживать, по мере возможности, перекладывают ответственность на республиканские и муниципальные власти.

 

Парадоксы

ЖКХ для населения – не только отсутствие света, воды и тепла, но и статья расхода в семейном бюджете. Согласно нормативу доля затрат на жилищно-коммунальные услуги не должна превышать 22 % от семейного бюджета1. По оценке же ВЦИОМ, на оплату коммунальных услуг россияне платят свыше четверти семейного бюджета. Если исходить из этой цифры, то бюджет средней семьи будет варьироваться в пределах 20 тысяч рублей. Значит, на коммунальные услуги дагестанцы платят 4400 рублей. И это, на наш взгляд, немало.  
Парадокс в том, что плата каждый год растёт, а качество услуг стоит на месте. Так, с начала года (информация из пояснительной записки к бюджету РД) на 27,1 % повысилась плата за электроэнергию, на 25,8 % – за горячее водоснабжение, на 22,3 % – за отопление, на 22,5 % – за холодную воду и канализацию, на 15,6 % – за сетевой газ. Подорожали: вывоз мусора – на 26,5 %, содержание и ремонт жилья в приватизированных квартирах, муниципальном и государственном жилых фондах – на 23,2 %, в домах ТСЖ – на 13,7 %. Граждане же, как утверждает Наталья Будникова (экономический отдел Министерства строительства и ЖКХ РД), сегодня осуществляют 100-процентную оплату услуг ЖКХ. То есть за все коммунальные услуги население должно платить в полном объёме. Те, кто не справляется, могут оформить субсидию на плату коммунальных услуг. Данную цифру не нужно путать с процентом собираемости платы за ЖКУ с граждан. Тут до идеала далеко. То есть нагрузка на жителей высока. Пока практически не растут только тарифы на коммунальные услуги и то потому, что их искусственно сдерживают. С одной стороны, для населения это хорошо: платить нужно меньше, с другой стороны – это плохо для муниципалитета и для системы ЖКХ в целом, так как в перспективе сдерживание роста тарифов может привести к ухудшению и без того плачевного состояния коммунальной отрасли. В первую очередь, потому что в тариф закладывается сумма и на ремонт коммунальных сетей. А чем меньше тариф, тем меньше денег на ремонт. Интересен взгляд на образование и роль тарифов в структуре ЖКХ заместителя главы администрации Махачкалы Хадижат Унцукульской, с которой мы поговорили на эту и другие темы.

 

Не хватает…

«Есть федеральное постановление, согласно которому республиканская служба по тарифам (РСТ) обязана до принятия бюджета столицы довести до нас тарифы, – говорит Хадижат Унцукульская – Мы приняли бюджет в первом чтении. На 17 декабря мы запланировали принятие бюджета города во втором чтении, но нам на сегодняшний день тарифы неизвестны. Есть только предполагаемые расчётные показатели. Если тарифной службой не исполняется федеральное постановление, надо же чтоб кто-то на это обратил внимание, правильно?
– Ну да, конечно…
– Почему я на эту тему говорю? Потому что, если сегодня в бюджет заложен уровень тарифов расчётный, то, закладывая его в бюджет, мы недополучаем определённые суммы в следующем году.
Бюджет принимают, не имея твёрдых тарифов, а ведь в бюджете на каждое министерство, ведомство, исходя из лимитов и тарифов, закладывается определённая сумма для оплаты коммунальных услуг. Проходит первый квартал – недосчитались денег… И что получается?! Все министерства, ведомства расположены в Махачкале. И вот у одного министерства не хватило денег заплатить за электричество, у другого, у третьего… А там ведь не только электричество. Раз дорожает электричество, то дорожают и газ, и вода, она ведь качается электрическими насосами, нагревается либо электричеством, либо газом. Начинается писанина: тут недоплатили, там недоплатили. Как можно вот так бесконтрольно оставлять РСТ? К моменту утверждения бюджета должны быть твёрдые тарифы.
А вообще, у нас одни из самых низких тарифов. Из 120 городов (взятых произвольно) шестое место снизу занимает Махачкала. Это если говорить о тарифе на водообеспечение. Отношение этого тарифа 2009 года к 2008-му даёт 11 % роста. По данным Минэкономики, это коэффициент инфляции! Если же говорить о водоотведении, то в Астрахани этот тариф составил 11 рублей, Ростове – 10 рублей, Ставрополе – 7,78 рубля. А на последнем месте кто? Махачкала с 2,37 рубля. И мы хотим, чтоб у нас коммунальное хозяйство было хорошее?       
– Можно ли выйти на 100-процентную собираемость платы за коммунальные услуги? 
– Точно я вам этого сказать не могу. В других субъектах (Ростовской, Липецкой области) закладывается не 100-процентная потенциальная оплата, а 70 – 80 %. Человек может уехать или отсутствовать некоторое время дома и поэтому 100-процентная оплата – это нереально.
– А на данный момент, какая будет собираемость платы за электричество?
– По памяти, на 1 сентября – 49 % по факту 2008 года и 50 % по факту девяти месяцев этого года.
– Если говорить о бюджете города, то какая сумма заложена там на ЖКХ?
– Если брать ЖКХ как отрасль, то порядка миллиарда рублей. Но бюджет ещё не принят.
– А если говорить о деньгах, необходимых для поддержания в нормальном состоянии коммунальных сетей?
– Этих денег нам не хватает. Наши собственные доходы составляют 2 млрд 654 тысячи рублей. Кроме того, есть субсидии и субвенции, которые нам даются из бюджета республики. Дотации нам на этот год пока не даны. Но я вам скажу, что последние три года мы работаем практически без дотаций.
Откуда тогда средства на коммунальное хозяйство? Это тариф (месячная оплата коммунальных услуг), надбавка к тарифу (если проводятся мероприятия, улучшающие качество услуг) и тариф на подключение. Других источников в соответствии с 201-м федеральным законом нет.
– Вы говорите, что денег на ЖКХ города не хватает. А сколько необходимо, чтобы хватило?
– В идеале я эту сумму не назову. Почему? Потому что наш город проектировался на 300 тысяч жителей (в настоящее время в городе проживает около 750 тысяч). И все коммуникации созданы из этих расчётов. Город сейчас строится, проделываем большую работу, расширяем сеть водоснабжения, меняем электрические кабели, идёт не только замена, но и развитие мощностей всего коммунального хозяйства.
– Получается, что выхода нет?
– Выход есть. Махачкала – крупный город. А в РФ всего 34 таких крупных города. Поэтому должны быть правильные подходы при планировании финансов. Если бы сегодня пересмотрели методику распределения средств из фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городов, то, с учётом наших замечаний, Махачкала дополнительно получила бы где-то на 700 миллионов больше субсидий и субвенций.
– А изменить позицию кто должен?
– Я думаю, и Минфин, и Минэкономики…
– Ещё вот такой вопрос. В экономике и, в частности, в ЖКХ есть такое понятие, как режим безубыточного функционирования. К Махачкале это понятие в ближайшем будущем будет применимо?
– Вы знаете, когда не создана инфраструктура, когда мы говорим, что недополучили денежных средств на развитие, то о какой безубыточности может идти речь? Во всём мире система ЖКХ не убыточна. Это у нас в России всегда планировали по остаточному принципу. А сегодня мы вынуждены искать пути выхода из создавшегося тяжёлого положения в ЖКХ.

 

Частности и общности

Кто-то сочтёт сказанное Хадижат Унцукульской панацеей и выходом из ситуации. А кто-то решит, что она лукавит. Ясно одно: чтобы исправить ситуацию с ЖКХ, мало изменить подход и методику. Нужно:
1) разобраться с рентабельностью предприятий жилищно-коммунального комплекса. И если выйти на рентабельность не получается, продать эти предприятия, а не держаться за них во чтобы то ни стало. Но тут встаёт другой вопрос: долги этих предприятий, которые висят мёртвым грузом и покупателям, естественно, не нужны. Такая история и с МУП «Махачкалатеплоэнерго» и с ММУП «Водоканал», которое имело задолженность по зарплате за последний месяц III квартала этого года в размере 7,5 млн рублей, что составляет 92,6 % от общей задолженности по заработанной плате республики на 1 октября 2009 года. А вообще, задолженность по зарплате в основном возникает из-за отсутствия собственных средств у предприятий и организаций. В частности, у предприятий производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Кто купит «контору» с такой плохой финансовой действительностью? Выходом может послужить разве только реструктуризация долгов или полное их списание. Другой вопрос – в нюансах возможной продажи предприятия коммунального комплекса республики (города). Взять хотя бы электрические сети. Пикантность ситуации в том, что и Саид Амиров (внутренние городские сети), и Магомед Каитов (ОАО «МРСК», магистральные подводящие сети), что бы ни говорили, заинтересованы в этих сетях. Даже несмотря на их убыточность. Вкладывать огромные деньги в сети ни тот ни другой в любом случае не будет, так как должности их выборные. Зато деньги без капитальных вложений в сети с населения собирать можно. И никакой предприниматель, зная о долгах, плохой собираемости платежей и ответственности, покупать эти сети не станет, будь он трижды Сулейманом Керимовым. Зачем предпринимателю рисковать своими деньгами, ввязываясь в такую авантюру. Другое дело, если сети были в более-менее адекватном состоянии. Вот и получается, что сети – это проблема мэра, заниматься которой заставляет страх перед предстоящими выборами и необходимость переизбраться. А это долгосрочная перспектива для развития сетей;        
2) формировать экономически обоснованные тарифы с учётом и «справедливого» уровня расходов, и сверхнормативного потребления. Например, на три года вперёд, а не на один, как это делается сейчас;
3) совершенствовать системы ресурсосбережения. Например, с помощью установки тех же счётчиков. В частности, по нормативу мы оплачиваем 300 литров воды ежесуточно, а в действительности столько не потребляем. Получается, что семья из трёх человек потребляет тонну. А если ещё учесть, что, по официальным данным, до 40 % тепла уходит в атмосферу и 30 % воды просачивается из прогнивших труб в землю, то картина складывается совсем неприглядная. За всё это платит потребитель, и у коммунальных предприятий нет никаких стимулов к внедрению ресурсосберегающих технологий. Поэтому как раз-таки необходим приход в систему ЖКХ в качестве полноправного партнёра частного предпринимателя. То есть нужно создать условия для функционирования на рынке предприятий различной формы собственности и на всех этапах оказания услуг ЖКХ. Уже потом можно будет на полном серьёзе говорить об инвестициях в ЖКХ и концессионных соглашениях.
Пока же жилищно-коммунальный комплекс в состоянии стагнации, и суммы для его пробуждения к жизни стоит поискать не только в бюджетных системах различных уровней. 

   
1. Постановление Правительства РФ от 29 августа 2005 года № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» 
Номер газеты