[ ГЛАВный ресурс–2 «ЧОХское дерби» ]

«Средний класс» это бизнес-приложение для победителей. Содержание требует адекватной формы – всё в нашем приложении предельно ясно и конструктивно. Мы не терпим пограничных межжанровых рубрик и неопределённостей. Поэтому, Гаджимурад Раджабов и Хаджимурад Камалов в очередной раз предлагают читателям новую рубрику в «СК». Назовём её…

Впрочем, уважаемый читатель, подумайте над названием вместе с нашей редколлегией. Присылайте варианты. Победителя ждёт денежная премия в 10 тысяч рублей.

Г.Р. Ну, что изменилось за неделю? Можно сказать, что ничего особенного, кроме того, что ситуация в Гунибе становится для Мачаева благоприятна. Без издёвки, я аргументирую. (См. прошлый номер «СК» от 11.09.2009г. - прим.ред.)
Мы же на прошлой неделе говорили, что если б на первом туре супротив Мачаева остался б один тяжеловес, то они б не гасили энергию друг друга, а уже в первом же туре обескровили нынешнего главу. Так, судя по всему, это и произошло… Скажи, ты, видимо, знал о таком сценарии? Это что?, домашняя заготовка? Если так, то мой респект Дауду – великолепная стратегия! Кстати, пока он не подаёт никаких заявлений в терризибирком; наверно, это тоже часть плана?
Х.Р. Если и так, едва ли за три недели до выборов я по собственной воле открыл бы карты даже тебе, Гаджимурад J Ты человек беспристрастный, в отличие от меня – я за тотальную модернизацию райуправления… Ретроградам пора куда-нибудь на заслуженный отдых. Я – о Мачаеве. Он человек неординарный, глубокий, но… ретроград, несмотря на молодой возраст (в этом-то смысле он в самом соку).
Г.Р. С этим трудно не согласиться. Молодые… вернее, относительно молодые (30-55 лет) политики. (…) Когда они выйдут на первый план, произойдёт мощный отрыв по уровню профессионализма в исполнительной власти. Новая генерация дагестанских политиков в мгновение ока сметёт закисших в управленческих креслах людей с кисло-капустным мещанским мышлением.
Но о Гунибском районе ведь не порассуждаешь, как о рядовом муниципалитете. У Гуниба несколько иная стать! Да и Мачаев – человек весьма-весьма образованный, таких глав всего-то человек пять-шесть в своём роде. Ему нельзя как-нибудь помочь определиться на госслужбе?, при Президенте или в правительстве где-нибудь? Самое достойное, что Абдулхалим Абдулазизович мог бы сегодня сделать – выйти к народу с гордо поднятым забралом и… по-рыцарски уйти! Его потенциал ещё может послужить людям, пусть и на другом месте, равноценном, а возможно и более высоком.
Мы-то все, безусловно, признаём, что он умный. Но и удачливый! Если взглянуть в корень, он великолепный мастер использования шансов, умница (!), он никогда ещё не упускал свой шанс. А это – ШАНС, дарованный ему Небесами. Никакой патетики, всё реально! Ему представился шанс красиво уйти. В этом и есть благоприятность для Мачаева.
Существует ещё один аспект. Ведь что, по сути, происходит? При нынешнем раскладе – чохцы ушли, чохцы пришли. А Чох – это же кладезь интеллекта! Причём на смену придёт не меньший умница, доказавший свою дееспособность в крупном бизнесе российского масштаба. Мачаев, таким образом, может поменять статус муниципального политика на НАСТАВНИКА – вот где преемственность и прогресс!!
Х.Р. Всё очень просто, Гаджимурад. Штаб Мачаева всячески пытался убедить одного из главных своих оппонентов Давуда Нажмудинова сняться с гонки. Какие только ресурсы не отвлекли, полагая, что это принесёт пользу. Но это стало чуть ли не главной ошибкой… Мышеловка… Как только Давуд снимется, силы Исрапила Тахнаева и Данияла Алиева удвоятся, они уже удвоились! Теперь, на мой взгляд, продолжится дальнейшая агломерация ресурсов других кандидатов и… Мачаев только потеряет свой единственный ресурс – административный.
Ситуацией, похоже, озаботились на самом верху. Из штаба Абдулхалима доверенные люди сообщили мне, что буквально вчера его вызывал к себе Муху Гимбатович. Разговор, при любом отношении Президента к Мачаеву, был, судя по всему, крайне нелицеприятным. Если уж Муху Гимбатович видит провальные точки Абдулхалима, то сам Мачаев и гунибцы не могут этого не ощутить. Интеллект ведь такая штука… Ты правильно говоришь, мозги за пазухой не утаишь, гунибцы потому чуткие, что высокообразованны и понимают, что скоро будет агония.
В ту же тему, кстати. Позавчера меня пригласили на заседание Совета Старейшин и Совета Общественного фонда «Гуниб». Это чрезвычайно почтенное собрание, которое не набрало ещё даже и трети своих потенциальных оборотов. Мощная такая своеобразная Агора! Так вот, там провалилась задумка председательствующих протащить кандидатуру Абдулхалима, как главного из всех имеющихся остальных. В смысле, Мачаева хотели рекомендовать от фонда, как единственного претендента. Это было бы непростительное и дисрепутационное решение. Ко всеобщему удовольствию, авторитетнейшие гунибцы высказались за действительно мудрое и справедливое решение – подтвердить равное право ВСЕХ кандидатов на открытый выбор. По большому счёту, Абдулхалиму отказали в безапелляционном доверии. А ведь это была вторая попытка председательствующих, и тоже – провальная.
Г.Р. Но, как ни крути, Хаджимурад, Президент Республики Дагестан – главный символ власти и гарантий – определился в своём выборе…
Х.К. Ты имеешь в виду, что Муху Гимбатович поддерживает Данияла Алиева?, зятя своего давнего друга и соратника? Не торопись. Ещё огромное количество времени (хотя оно и играет против Мачаева) для принятия окончательного предпочтения.
Поясняю:
Президент столь силён (так! укрепился после 9-го февраля и 5-го июня), что ему нет необходимости кого-нибудь поддерживать или, наоборот, не поддерживать на уровне каких-то там глав администраций. Для чего?! Чтобы пополнить главами ряды своих соратников? Так эти «соратники» легко перепрыгивают из президентского стойла в мэрское и обратно при первых же дуновениях попутного ветра. У Президента достаточно сил для поддержания республиканской власти нужной ему конфигурации и без участия глав муниципалитетов. Единственное, чего ему, пожалуй, хотелось бы доказать себе и Кремлю – что его креатуры проходят везде, куда бы ОН их ни выдвигал. Это, естественно, далеко не факт, но этого Президент очень хочет. Это – признак тотальной власти, которая компенсировала бы ему долгие годы фактического безвластия…
О Президенте РД можно говорить что угодно, и во всяком случае можно даже найти эпизоды какой-то правды в том, в чём его критикуют. Более того, Президент совершает отдельные ошибки, которые руководителям республики нельзя прощать, как бы они не назывались (президентами, председателями Госсоветов или секретарями обкома). Но авантюристом наш Президент не был ни-ког-да… Наоборот – это прирождённый прагматик, человек-расчёт! Авантюра – не для него… А слепая поддержка аутсайдера в гонке за пост главы гунибского муниципалитета – авантюра очевидная.
За три недели (солидный лаг времени) можно понять, что к чему, и оценить каждого из претендентов. Итогом этого анализа должен стать не выбор меньшего зла, а исключение большего. Из трёх зол сегодня не выбирают меньшее, а исключают большее. Пусть Бог даст ясный разум всем, кто в той либо иной форме может повлиять на выборы (в том числе и Президенту), чтобы разобраться, что есть большее зло. Гунибцы в этом вопросе разобрались за последние 12 лет. Иначе 11 октября свою причастность ко всеобщей победе ВСЕХ гунибцев авантюристам прочувствовать не удастся.
Г.Р. Ну что ж, твои позиции понятны, всё предельно ясно – слов из песни не выкинешь. Разве что пару куплетов припеть можно …
В государственном правлении (дагестанском понимании, разумеется) всё очень не просто. Наследие, наследие, наследие – будь оно негодно…. Это одновременно и «мадридский двор» и «византия». Здесь думают одно, говорят другое и… (зря мы думаем, что «делают третье») никто ничего не делает, все имитируют деятельность. Система коварная и беспощадная. Здесь любая попытка одного из визирей возвыситься, уйти в отрыв, в финишный спурт, моментально пресекается визирями второго-третьего уровня. Фаворитов у Алиева много, вернее много раз обновляющихся фаворитов. Каждая новая волна «любимчиков» сперва набирается от президента потенциала, так сказать, «намагничивается» от президентской власти, а затем начинает подмагничивать свою собственную свиту. Причём, в этом хаосе гуннско-хазарской дикости постоянно присутствует ещё элемент цивилизационных отношений средневековой Франции – как и там, в нашем королевстве «вассал моего вассала мне не вассал». Что на простяцком языке означает – «намагнитившийся» фаворит намагничивает своих вассалов, становясь сильным, вовсе не для того чтобы переподчинить свою окрепшую нукерскую знать президенту. Фаворита очень быстро зашкаливает от чувства преисполненного совершенства и… он потихонечку разрабатывает программу своего дальнейшего личного укрепления, вплотную прижавшись к спине действующего Президента, а через его плечо – заглядываясь на президента будущего. Президент довольно скоро начинает ощущать это заглядывание через своё плечо на возможных оппонентов и быстро приводит отношения с фаворитом к реституции (первоначальному, исходному положению). Очень скоро шустрик перестаёт быть не только фаворитом, но и вообще политиком, его лихорадит от первых признаков политической гангрены – о нём забыли, на плаву не удержали. А из политического небытия, хоть и кратковременного, возврата не бывает.

Всё, что мы говорим о Гунибе, наверняка, отражает процессы в других муниципалитетах? Ни для кого ведь не секрет, что вслед за вернувшимся на прошлой неделе из Москвы Феликсом Казиахмедовым туда же на этой неделе… вылетел Имам Яралиев. Перегруппировка? Вероятно, перегруппируется и хунзахский избиратель – на этой неделе очень-очень авторитетная делегация посетила Муху Гимбатовича. Левашинцы всё ещё строят свои электоральные стратегии…
Об этом мы ведь продолжим беседы на страницах «Среднего класса»?! Все три недели я готов предоставить тебе площадь для беспристрастных суждений.

Номер газеты