[ СУДный день близок ]

На следующей неделе, 20 июля (понедельник), начнётся выдвижение кандидатур на должность председателя Верховного суда РД. Напомним, что действующий председатель ВС РД Анвар Магомедов уже достиг предельного возраста нахождения на должности судьи Российской Федерации.

Согласно закону кандидатур должно быть три. Уже потом председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев положит папку с тремя фамилиями возможных претендентов на утверждение какой-либо из них президентом России Дмитрием Медведевым. Но это будет потом. Сейчас же, на наш взгляд, не лишним было бы обозначить круг возможных претендентов на кресло председателя ВС РД.
Нужно помнить, что личностные характеристики и, как ни прискорбно, национальность претендента – существенный в дагестанских реалиях фактор. Безусловно, держит это в уме и президент Дагестана. Принимая во внимание, что пост председателя Верхсуда в нашей республике является политическим, в рамках триумвирата «МВД – ФСБ – Верхсуд» Муху Алиеву будет очень важно иметь здесь своего человека. В любом случае, должность председателя ВС РД будут согласовывать с президентом Дагестана. Его мнение будет существенным. И Дмитрий Медведев, утверждая председателя ВС РД, будет учитывать позицию не только председателя ВС РФ Вячеслава Лебедева (в первую очередь), но и Муху Алиева (пусть даже во вторую очередь).

 

Причины...

А зачем Муху Алиеву это нужно? Что ему даст наличие лояльного человека в ВС РД? Вопрос актуальный. И практически каждый имеет своё мнение на этот счёт.
Есть сферы, с которыми активно призывает бороться президент РФ Дмитрий Медведев (а Муху Алиев не просто ему вторит, а даже где-то предопределил политику Дмитрия Анатольевича). В их число, в частности, входят коррупция и терроризм (борьба не с террористами, а именно с терроризмом). Спрашивать результат будут в основном с президента республики. Что нужно Муху Алиеву, чтобы показать результат? Нужна КОМАНДА. Чтобы и коррупционерам перекрыть воздух, и терроризм с экстремизмом «загасить», и районных глав попридержать в рамках приличия, да и сам президент себя уверенно чувствовал. Чтобы хотя бы 50 % этих инициатив доводить до логического итога, нужна реально опирающаяся на закон и лояльная президенту судебная власть (это не значит, что суд должен выполнять незаконные требования). Да и ведь оценка качества оперативно-следственной работы фактически зависит от судебной системы.

 

Ротация или квотирование?

Теперь же, держа в уме сказанное выше и памятуя о приверженности Муху Алиева к политике нацквотирования, скажем, каких соображений не сможет избежать Муху Гимбатович и какие сложности ждут нашего президента при решении этой задачи со многими вариантами и алгоритмами решения.
Если вспомнить национальности руководителей ведомств, формирующий собою силовой компонент власти, то у нас получится следующее. Министра ВД пока нет. УФСБ РФ по РД – Вячеслав Шаньшин (русский), Следственный комитет (СУ СК РФ при Прокуратуре РД) – Касумбек Амирбеков (даргинец), прокуратура РД – Игорь Ткачёв (русский), дагестанская таможня – Руслан Яхъяев (кумык). Невозможно не рассматривать в том же ключе и службу судебных приставов, и в меньшей степени – судебный департамент…
Так вот. Имя министра ВД РД пока неизвестно, но всё идёт к тому, что эту должность займёт, скорее всего, аварец Али Магомедов, полковник ФСБ, ныне занимающий пост секретаря Совета безопасности РД. Назначь (при этих-то обстоятельствах) на должность председателя ВС РД человека аварской или даргинской национальности – и может быть нарушен «национальный паритет» в стандартном для дагестанского чиновника понимании. Лучшим из всех возможных вариантов, естественно, был бы просто отказ от всякого регулирования национального представительства в органах власти, но… процесс (вернее – болезнь) слишком запущен. Тогда, может быть, есть смысл не КВОТИРОВАТЬ, как сегодня, а РОТИРОВАТЬ, то есть не закреплять за представителями какой-либо одной национальности одну и ту же номенклатурную должность, а менять в установленной очерёдности и по определённым правилам. В любом случае, если ни квоты, ни ротации не решают проблемы Верхсуда в виде «аварец-даргинец», то… может быть, надо назначить главного судью из числа лезгин, которые вообще не представлены в условно силовых (в смысле насильственного принуждения к исполнению закона) подразделениях?

 

Знакомимся ближе…

Круг потенциальных кандидатов довольно широк. Здесь мы приводим гипотетический состав претендентов, имеющих солидный набор профессиональных и личностных качеств, позволяющих «Черновику» рассматривать этих лиц с должным уважением (список приводится в произвольном порядке):
а) первый и, возможно, самый реальный кандидат – начальник Управления судебного департамента в РД Мухтар Омаров. В судейском сообществе пользуется большим авторитетом. Даргинец, сергокалинец. В своё время пользовался очевидной благосклонностью теперь уже бывшего руководителя республики Магомедали Магомедова – преодоление двух конституционных кризисов середины 90-х, связанных со сложностями продления полномочий экс-председателя Госсовета, фактически заслуга Омарова (наряду, конечно, с Хасбулатовым, Астемировым и Халитовым). Судя по всему, помогает Омарову не только нынешний председатель Верхсуда Анвар Магомедов, но и Саид Амиров. К этому логическому выводу нас приводит заинтересованная поддержка Мухтара Далгатовича председателем Советского районного суда Махачкалы Магомедрасулом Мусаевым (он же является председателем Совета судей РД).
По формальной десятибалльной шкале профессионализма (оценка авторов) Омаров набирает 9 баллов – условная «десятка с плюсом» – по теории права вообще и «восьмёрка» – по гражданскому и уголовному процессу;
б) судья Верховного суда Российской Федерации Магомед Магомедов (хорошо известный в судейском и адвокатском сообществах под прозвищем Куб, означающим «”М” в кубе – М3» – по инициалам, образованным из трёх «магомедов»). Даргинец. В Верховном суде РФ он с 1989 года. Работа там сама по себе означает многое. На данный момент является председателем 6-го судебного состава ВС РФ. Магомедов – близкий человек Магомедали Магомедову.
По формальной шкале оценок авторов – 8,5 балла;
в) уполномоченный по правам человека в РД Уммупазиль Омарова. Доктор юридических наук. Даргинка. Дочь бывшего председателя ВС РД Авадзи Омарова,возглавлявшего Верховный суд РД с 1970 по 1995 год и прославившегося своей принципиальностью, беспристрастностью и высоким профессионализмом. Омарова происходит из семьи с глубокими правовыми, если так можно выразиться, традициями и имеет соответствующие фундаментальные знания. Это не может не быть привлекательным для Муху Алиева, которого связывали с отцом Омаровой дружеские узы. Можно ожидать, что президент будет поддерживать Омарову.
В должности ректора специализированного юридико-правового вуза Уммупазиль Авадзиевна была бы незаменима, безальтернативна. Однако она чрезвычайно мягкий и добрый человек. Это единственный, но главный её минус: в случае избрания председателем Верхсуда невозможно будет сопротивляться жёсткому давлению со стороны силовых ведомств, причём независимо от того, будут ли они работать в команде с президентом или нет.
     По формальной шкале оценок авторов – 8,5 балла (7 – за опыт процессуального правоприменения и 10 баллов – по теории права);
г) судья ВС РД Муса Мусаев (ранее работал в прокуратуре). Даргинец, сергокалинец.
По формальной шкале оценок авторов – 9 баллов;
д) заместитель председателя ВС РД Ибрагим Ибрагимов. Аварец, андиец. (В случае его избрания председателем Верхсуда это будет второй андиец в органах власти республики, что, по логике «квотаторов», – несомненный плюс. Отметим, что до назначения министром спорта андийца Арсена Муртузалиева этот субэтнос не был представлен во власти.)
Ныне Ибрагимов (в адвокатском и судейском сообществе известен по прозвищу Пакъир) – самое доверенное лицо действующего председателя ВС РД. Его также отличают высокий профессионализм. Но, по большому счёту, занять должность председателя ВС РД имеет мало шансов в силу известных ему обстоятельств. Известны эти обстоятельства и ФСБ, которая прилагает к выдвижным документам претендентов свои характеристики. Ещё в студенческой биографии Ибрагимова имеется, что называется, «косяк» – по факту фальсификации документа о трудоустройстве (а в СССР поступить на юрфак можно было только при наличии трудового стажа или армейской службы) было возбуждено уголовное дело, прекращённое по нереабилитирующим основаниям (отбыл для службы в армии). Этот прискорбный факт, по идее, исключал всякую возможность нахождения не только в Верхсуде, но и вообще в судебной системе, но… мы имеем то, что имеем.
По формальной шкале оценок авторов – 8,5 балла (в основном за безупречное знание уголовного процесса);
е) первый заместитель председателя ВС РД Сулейман Сулейманов. Аварец, чародинец. Создатель и идейный вдохновитель Совета судей РД. Человек, который, что называется, сделал себя сам. Амплуа – комбинационный игрок в командной игре. Близкий друг начальника Управления судебного департамента в РД Мухтара Омарова. Сулейман Сулейманов чрезвычайно жёсток. У «ЧК» есть опасения, что если он станет председателем ВС РД, то борьба с экстремизмом и терроризмом не будет знать сослагательного наклонения. Его жёсткость одновременно и гарантия независимости от МВД и ФСБ и в то же время укрепление так называемой вертикали власти даже в ущерб гражданским «горизонталям». Чрезвычайно централизованная демократия – тот итог, к чему может привести назначение Сулейманова.
Одно несомненно: атакующая риторика президента Медведева в некотором смысле соответствует характеру Сулейманова, который стелет мягко, да укладывает жёстко. Также не вызывает сомнения, что после целой серии микрозакреплений позиций президента, наблюдаемых дагестанцами в последнем полугодии, Муху Алиев захочет ещё более укрепить своё положение жёстким и дипломатичным Сулеймановым. В правилах Алиева (вероятно, это опыт комсомольско-коммунистического наследия) уравновешивать противовесами вокруг себя ближние круги управления – все находятся как бы в лёгкой конфронтации по отношению друг к другу, но все лояльны президенту. Это, как демонстрирует история государственных институтов, основанных на авторитаризме, самая надёжная конструкция.
По формальной шкале оценок авторов – 9 баллов (по «девятке» за знание как гражданского, так и уголовного процесса);
ж) член коллегии ВС РД по уголовным делам Закир Исрафилов. Лезгин. Дерзкий характером, ранее работал в прокуратуре. Не менее жёсток, чем первый зампредседателя ВС РД Сулейман Сулейманов. Может быть недостаточно дипломатичен, и это единственный минус, поскольку должность председателя ВС РД при нынешней ситуации – это очень политизированная должность, и дипломатичность здесь просто необходима. Плюсов же в разговоре со знающими его людьми отмечено чрезвычайно много. Юрист-практик, правовед, великолепно знает следственное дело. Умеет держать дистанцию с людьми, чья дисрепутационная популярность может сказаться на собственном имидже.
По формальной шкале оценок авторов – 7,5 балла;
з) член коллегии ВС РД по гражданским делам Мурад Алиев. Лезгин. Жёсток, умён, стратег. Ещё недостаточно известен широкой общественности, чтобы можно было судить о политических пристрастиях и позициях. Но все, кто знает Алиева, отмечают его последовательность и порядочность.
По формальной шкале оценок авторов – 7,5 балла;
и) судья Конституционного суда РФ Гадис Гаджиев. Лакец. В структуре Конституционного суда РФ с 1991 года. Принимал участие в разработке таких основополагающих законов, как: «О Конституционном суде в РФ», «О судебной системе РФ», «О статусе судей в РФ». Автор множества научных трудов, по учебникам которого учатся студенты юридических факультетов. Видеть этого человека на должности председателя ВС РД хотел бы не только лакский этнос, но и представители консервативной научной и околонаучной интеллигенции.
По формальной шкале оценок авторов – 10 баллов – по всем разделам права, особенно гражданского процесса.
Единственная не оцениваемая нами по формальной шкале качеств персона – консультант ВС РД, кандидат юридических наук Герман Костров. Универсальная фигура и идеальная кандидатура на должность председателя ВС РД. Имеет необходимый багаж знаний и навыков, дабы возглавить ВС РД, но, к сожалению, зрелый возраст не позволяет ему претендовать на кресло председателя.
Учитывая всё это, Алиеву нужно иметь перед собой три портрета председателя ВС РД: основной, альтернативный и альтернативный альтернативному. Если брать за основу политику национального квотирования при решении кадровых вопросов, то Алиеву желательно было бы ходатайствовать о назначении лезгина или лакца. Потому что эти этносы не представлены в силовом блоке (если не считать силовым блоком пенитенциарную систему УФСИН, возглавляемую лакцем Муслимом Даххаевым). Если же приоритетом будет профессионализм, то здесь возможны и иные варианты…

 

Сдержки и противовесы…

С момента истории с назначением в ИФНС РД Владимира Радченко президент республики Алиев пока не допустил ни одной тактической ошибки. Сейчас им решается вопрос с назначением министра ВД Дагестана и председателя ВС РД. Что касается кандидатуры министра ВД, то Алиев свой окончательный выбор принял, сделав ставку на занимающего на данный момент должность секретаря Совета безопасности РДАли Магомедова. Последний ранее работал в структуре ФСБ, и в случае назначения его на должность министра со временем наладит теснейший контакт со своими бывшими коллегами. Конкуренция и неприязнь, которые существуют сейчас между представителями ФСБ и МВД, постепенно будут минимизироваться. Год-полтора на это хватит, после чего структуры ФСБ и МВД, по всей видимости, выступят единым фронтом. То есть система сдержек и противовесов, которая образовалась в Дагестане, пошатнётся, и здесь для президента важен будет независимый, твёрдый, профессиональный человек на должности председателя ВС РД. Тот, который был бы автономной единицей и не «продавливался» по каждому случаю силовыми структурами. Человек, который может сказать твёрдое «НЕТ», проводящий собственную политику с оглядкой на президента РД (кто бы им ни был) и на федеральный центр. Нам думается, что именно с этих позиций должен исходить президент РД при лоббировании кандидатуры на должность председателя ВС РД.
Номер газеты