[ Необходим диалог властей со всеми мусульманами ]

Известный российский правозащитник Валерий Борщёв поделился своими взглядами на ситуацию на Северном Кавказе. В недавнем интервью президент Дагестана Муху Алиев сказал: «Силовым путём проблему религиозного экстремизма решить нельзя». Но складывается впечатление, что и в Дагестане, и в других республиках Северного Кавказа религиозные противоречия между так называемым «традиционным» и «чистым» исламом власти пытаются решить исключительно путём репрессий против салафитов, а это вызывает обратную реакцию и только усиливает противостояние.

– Со стороны нашей власти была попытка снять это противостояние. Я имею в виду посещение с. Чабанманахи и Карамахи в Дагестане министром ВД РФ Сергеем Степашиным летом 1998 года. Он пришёл к тем, кого называли ваххабитами, и вступил с ними в диалог. Конечно, мгновенно все вопросы не решились, но сам по себе факт, когда российский министр, возглавивший затем правительство, приезжает в село к верующим, которые считаются «неправильными», и ведёт с ними диалог – очень серьёзный шаг.
Какая-то часть салафитов, действительно, сторонники неприемлемых позиций: исламского государства, приоритета шариата над светскими законами и прочее. С этим смиряться нельзя. Но гораздо больше тех верующих, которые просто намерены исповедовать ислам так, как они его понимают, не настаивая на радикальных изменениях государства. Их надо разграничить. Принять те вещи, которые касаются этической стороны человека. Например, употребление алкоголя, одежда, в которой они могут ходить, – то, что они добровольно принимают. Другое дело то, что противоречит Конституции и законам. Если бы провести эту грань, если бы хватило мудрости нашим чиновникам, государственным мужам – тогда бы нынешнего кровавого противостояния не было. Была основа для компромиссов. Её не пожелали использовать, линию Степашина не стали продолжать, а создали врагов. Стали записывать в ваххабитов чуть ли не всех, кто носит бороды. Это стыд и срам, от неграмотности и дремучести. К сожалению, всё отдали на откуп ФСБ, буквально всё.
В экстремисты записывают не только тех, кто, действительно, требует исламского государства, а всех, кто с точки зрения чиновников «неправильно» верует. Отсюда мы создаём огромное число врагов и пожинаем плоды – всякое действие вызывает противодействие. Думаю, что здесь только один путь – путь диалога. И диалога специалистов. Спецслужбы – мастера политизировать религиозные течения.
– Но вот после Второй мировой войны как-то же было подавлено вооружённое подполье в Западной Украине и Прибалтике?
– Это единственный реальный путь, но в ХХI-м веке этот путь даже самые рьяные силовики вряд ли пожелают реализовать. Потому, что это называется геноцидом, если строго говорить. Слава Богу, я пока не слышал, что у кого-то есть идея вернуться к подобному способу решения проблем.
 
«Кавказский Узел» 
23 июля 2009
Номер газеты