[ Семья – это мое государство! ]

Редко встретишь в наше время мужчину, который так расставил в жизни приоритеты: на первом месте – семья, далее – работа, друзья и всё остальное. Причём семья необычная, а многодетная, состоящая из супруги и восьми сыновей. Семья, о которой депутат Народного Собрания Дагестана Магомед Амирович Омаров говорит с гордостью: «Моё государство», и считает, что если бы в обществе отношения между людьми строились на тех же принципах, что и в его семье, в стране был бы порядок:

Детям нужно внимание, обязательное, ежедневное, иногда более пристальное, например, в переходном возрасте. Когда очередной из моих сыновей достигает переходного возраста, мы с женой и старшими сыновьями переключаем внимание на него, стараемся проводить с ним как можно больше времени. Достаточно года такого внимания, чтобы ребёнок выровнялся и не свернул с прямого пути. Работа у нас начинается с раннего утра. Мы вместе делаем зарядку, завтракаем, а потом до вечера каждый занят своими делами: учёба, уроки, тренировки, помощь по дому. Никто не сидит без дела.
Почти 14 лет без перерыва моя супруга дарила мне одного за другим сыновей. Это огромный труд, с которым она справляется великолепно. Конечно, ей приходится большую часть времени проводить на кухне, чтобы накормить всех, содержать дом в чистоте и порядке. Сыновья у нас сами убирают свои постели, одежду и рабочее место. Одна комната в квартире специально предназначена для занятий, чтобы дети могли делать уроки и готовиться к семинарам и экзаменам.
Старший сын, Омар, закончил отделение бухучёта экономического факультета ДГУ и сейчас является управляющим Сергокалинского и Избербашского филиалов банка «Экспресс», женился и живёт в Сергокале. Второй сын, Адиль, студент юридического факультета ДГУ и спортсмен, сейчас готовится к чемпионату России по вольной борьбе. Третий сын, Асхабар, студент художественно-графического института ДГПУ, будущий ювелир. Четвёртый, Исамагомед, тоже выбрал профессию юриста, учится на «отлично». Остальные четверо: Осман, Иса, Мурад и Муртузали – школьники, младший – во втором классе. Все они хорошо учатся и очень активны в жизни.
– Какие качества вы в первую очередь хотели бы воспитать в детях, на каких принципах их воспитываете? Влияете ли на их выбор будущей профессии, ищете ли им невест?
– Огромное значение имеет доверие, благодаря которому я знаю, какие у них интересы, проблемы, трудности. Моему старшему сыну недавно исполнилось 22 года, младшему – 8, у всех свои возрастные особенности, которые надо учитывать в общении. Но есть основное, что должно быть у каждого, это честность, честь и порядочность во всём. Чтобы люди уважали, чтобы была возможность им помогать. А всё остальное: должность, политика, спортивные достижения – это дело временное, преходящее.
Я не делаю выбор за сыновей, просто, когда они вырастают до сознательного возраста, ставлю перед ними задачу определиться, кем они хотели бы стать, чтобы помочь им с получением знаний по отдельным предметам, нанять репетиторов, то есть сделать всё от меня зависящее. Так же и с невестами. Вот старший сын нашёл себе девушку и женился, когда ему ещё не было 21 года. Я так им говорю: «Не ищите богатых – ищите невест по душе. Тогда проживёте жизнь счастливо, как я с вашей мамой».
– Вы говорите, что ваша семья – это государство в миниатюре. Как бы вы охарактеризовали его строй, какие принципы института семьи предложили бы сделать государственной политикой?
– В моей семье демократия, мы сообща решаем все вопросы. Я не указываю членам семьи, что им надо делать, в приказном порядке. Обычно говорю, что есть такая-то семейная проблема, и есть несколько путей её решения, предлагаю всем сесть вместе и обсудить, как поступить. Тем более, что половина сыновей уже достигла совершеннолетия, и они являются взрослыми, самостоятельными людьми. Но даже младшие сыновья принимают участие в обсуждении на равных со старшими, тем самым мы подчеркиваем их значимость, развиваем самостоятельность.
Если бы от меня зависело, я бы ставил семью в государстве выше всего, выше политики и экономики. Потому что семья – это наша родина, с неё начинается всё в нашей жизни. Хорошая семья – хорошая родина. Если всё нормально в семье, то всё нормально и в селе, районе, городе, республике. Я думаю, если бы в каждой семье так же осознанно относились к семейным ценностям, к воспитанию и становлению детей, то проблем в государстве было бы на порядок меньше. Государство сейчас стимулирует рождаемость, выплачивает материнский капитал при рождении второго ребёнка. Пока механизм выплат не отработан, возникает много вопросов и проблем, однако результаты уже есть – рождаемость резко возросла. Но ведь этих малышей ещё и воспитать надо правильно. Я думаю, верными государственными шагами были следующие за материнским капиталом меры по стимулированию воспитания порядочных граждан.
– В дагестанском обществе прошлого очень сильным было воспитательное воздействие тухума, сельской и родовой общины. Как вы считаете, должны ли эти принципы быть основой современного дагестанского общественного порядка? Какое место в вашей жизни играет религия?
– Поддерживать своих близких, конечно, надо, но в действительно сложных ситуациях. Если кто-то совершил неблаговидный поступок, позорящий род, думаю, отвечать он должен по всей строгости. Когда молодой человек, допустим, будучи морально незрелым, оступился, совершил преступление, то его обязательно всем тухумом надо перевоспитывать, чтобы он не повторил это вновь. А перекладывать свои проблемы на плечи других членов тухума, семьи, родных не стоит. Надо уметь нести ответственность за то, что ты совершил. Я и детей своих к этому приучаю.
Я человек религиозный, вся моя семья тоже. Но всё, что происходит внутри семьи, касается только нас, и никого больше. Во всех вопросах я также отвечаю только за свою семью. По своей натуре я не политик, я занимаюсь законотворческой деятельностью в комитете по экономике. Утверждать, что какие-либо экономические и нравственные модели будут хороши для Дагестана, я не возьмусь. Для меня главное, чтобы я и мои сыновья работали там, где они смогут приносить пользу людям.
– Скажите, вы помните дни рождения ваших сыновей?
– Да, все и наизусть. Они очень любят отмечать праздники, и когда за столом собирается только наша семья, людей уже немало, представьте, что будет, когда все дети обзаведутся семьями? Жена раньше переживала, что нам Всевышний не послал ни одной дочери, но я её успокоил. Ведь когда сыновья женятся, мы получим сразу 8 дочерей, причём уже взрослых, которых будем любить, как родных.
– Какими качествами должна обладать, по-вашему, политическая элита Дагестана, чтобы суметь поднять республику, вытащить её из многолетней дотационности?
– Как я уже говорил, это те же качества, которые я прививаю сыновьям, – честь, честность и порядочность. Если они будут у тех, в чьих руках судьба республики, всё встанет на свои места. Народу решать, кого он будет видеть у руля, и потому на каждых выборах надо голосовать не за тех, кто покупает голоса, а за тех, кто обладает вышеназванными качествами. На мой взгляд, сегодня для республики один путь восстановления – это привлечение крупных инвестиций, развитие инфраструктуры для туристического бизнеса.
– Что для вас власть: служба или средство достижения определённых целей?
– Власть – это инструмент, который регулирует всё в обществе. Когда у власти честные и порядочные люди, то и жизнь отлажена верно. Для меня власть – это возможность помочь моим избирателям, землякам сделать их жизнь лучше, решить проблемы, и я с огромным удовольствием это делаю. Конечно, оказать помощь в таком масштабе, не обладая некоторыми властными полномочиями, гораздо сложнее, поэтому я стараюсь полностью реализовать свои возможности на благо людей.

Номер газеты