[ Красноармейский кризис ]

Всю прошедшую неделю в пригороде Махачкалы – с. Красноармейское – бушевали страсти вокруг назначения нового главы посёлка. В понедельник, 27 апреля, ожидая попытки нового главы прорваться с бойцами ОМОНа к своему рабочему месту, красноармейцы (порядка ста человек), чтобы не допустить его к работе, взяли в кольцо здание администрации.

Причиной недовольства красноармейцев стало решение Саида Амирова уволить главу села Ахмеда Магомедова и вернуть на эту должность его предшественника Абубакара Курбанисмаилова, проработавшего на этом посту более 10 лет. Красноармейцы связывают решение мэра с митингом жителей посёлка Шамхал-Термен 21 апреля на Центральной площади республики, на котором со своими земельными претензиями выступили и они. Замена главы произошла в тот же день. Днём позже Курбанисмаилов появляется в поселковой администрации, красноармейцы выставляют его из рабочего кабинета с требованием больше не появляться. В знак протеста они перекрывают федеральную трассу рядом с селом. Организованная на следующий день встреча с главой города результатов не дала. Стороны разошлись, оставшись при своём мнении. Всю прошедшую неделю красноармейцы дежурили у здания сельской администрации, ожидая возможного штурма. 28 апреля сельчан посетили высокопоставленные сотрудники городского УВД; пригрозив санкциями, милиционеры ретировались. Утром следующего дня приехал начальник УВД Махачкалы Расул Газимагомедов. Попытки вразумить собравшихся опять-таки ничего не дали. В этот же день сельчан принял президент РД Муху Алиев, к которому, как считают красноармейцы, пришло указание Медведева (жители писали президенту РФ по интернету в общественную приёмную) разобраться в ситуации. После встречи с Алиевым (на которой президент заслушал чиновников из администрации города) к красноармейцам прибыли Газимагомедов и Курбанисмаилов. Последнего, который пытался объясниться с жителями, забросали камнями, и он был вынужден покинуть село.

 

Мнение сторон

Митингующие негативно оценивают Курбанисмаилова как главу посёлка, обвиняя его в хищениях муниципальных бюджетных средств, а также в том, что он не занимался вопросами обеспечения населения социальными и коммунально-бытовыми услугами. 
Но главный вопрос для красноармейцев – земля. В частности, как заявляют жители, с 2002 года Курбанисмаилов разграничил 49 га земли, а потом ещё 30 га и отдал их учхозу ДГСХА. Теперь, как утверждают жители, этими фактами (на основании которых шло перераспределение земли) занялась прокуратура. Курбанисмаилов продавал, раздавал участки своим людям на приемлемых условиях, а тем, кто действительно нуждался, отказывал. Кроме того, жители отмечают факты выдачи сразу двух участков одному лицу; одного участка разным людям; уже умершим; не живущим в посёлке; людям с несуществующими адресами; отъёма участков у одних и выдачи их другим.  
Со слов старшего помощника прокурора РД Гамлета Джамалдинова, в Красноармейском проводилась масса проверок, в том числе и прокурорских. Каких-либо нарушений в ходе них выявлено не было, в отношении Курбан-исмаилова возбуждённых дел нет.
Сам Абубакар Курбанисмаилов расценил происходящее так: «За 10 лет сделано многое. Но и пока я был главой, они постоянно жаловались, вплоть до президента РФ. Это определённый круг людей жалуется, их все знают, на них возбуждены дела по поводу клеветы на меня, поэтому они сейчас и засуетились». На обвинения в махинациях с землёй чиновник заявил, что, хотя его деятельность неоднократно проверяли различные ведомства, не было найдено ничего противозаконного: «За селом числится 1298,3 га земли. Был разработан генплан по расширению посёлка, решено провести торги, так как по действующему законодательству земля может распределяться только через торги, а жители хотят землю бесплатно».
Свою реинкарнацию в должности Курбан-исмаилов пояснил таким образом: «Меня пригласил к себе Амиров и говорит, что Магомедов написал заявление об уходе, и сказал, что надо идти работать и. о. главы села, я согласился».

 

Комментарий «ЧК»

Красноармейское всегда считалось селом (97–98 % жителей – даргинцы), во всём поддерживающим главу Махачкалы. Жители села могли в любой нужный момент мобилизоваться и оказать поддержку Амирову. Люди и сейчас не скрывают, что они с мэром, но кадровая политика главы МО их не устраивает. При этом жители уверяют, что они не против Амирова, а против назначения Курбанисмаилова. Для пущей убедительности красноармейцы составили письмо Амирову, где раскаиваются в своих поступках (выход на площадь, перекрытие дороги) и обещают впредь такого не повторять. Удивляют лишь методы красноармейцев, выбирающих самые простые и, на их взгляд, действенные способы борьбы – митинг, пикет, перекрытие дороги. Априори эти акции противозаконны (могут последовать санкции за воспрепятствование работе муниципального органа), поэтому действовать нужно в законном русле: наняв хорошего адвоката/юриста, обращаться в суд и уже там добиваться справедливости. По каждому преступному или противоправному эпизоду. А не ждать, пока мэр под их давлением снимет одного неугодного им главу села и назначит другого.
В прошлом номере «ЧК» мы писали о, мягко скажем, бесхозяйственном отношении к земле. Перенаселённая 700-тысячная Махачкала могла бы разместиться равномерно, обустроив пригородные посёлки как спальные районы, районы комплексной (а не точечной, от которой та же Москва давно отказалась) застройки территории. Махачкала по договорённости с инвесторами-застройщиками могла бы выделять землю в обмен на обговорённую часть квартир дома, которые затем включались бы в фонд социального жилья города. Земельный кодекс не предусматривает безвозмездного выделения земли. 300 тысяч за участок – для жителей посёлка сумма большая. Это только земля, на которой ещё предстоит поставить дом. Участок под дом – ничего другого жителям не нужно! Сельским хозяйством они не занимаются (оно и невозможно на солончаковых почвах). Основная часть сельчан работает в столице. 
На момент подписания номера в печать ожидалось, что здание поселковой администрации будет брать штурмом городская милиция. По нашим данным, министр МВД Адильгерей Магомедтагиров отказался предоставлять силы ОМОНа на разгон толпы протестующих и штурм здания, сославшись на то, что это подразделение не имеет отношения к городскому УВД.
Номер газеты