Информация о задержании боевиков или их пособников распространяется МВД практически ежедневно. Историю одного такого задержания рассказал нам его непосредственный участник.
12 января был задержан Гусейн Мусалаев, подозреваемый в связях с НВФ. Из сводки МВД Дагестана следует, что сотрудниками милиции в ходе обыска в квартире, где проживал Мусалаев, были обнаружены и изъяты: пистолет Макарова со стёртым номером, патроны от пистолета ПМ, ствол (глушитель) от ПМ и книга «Крепость мусульманина»». На основании этого Мусалаев был задержан и заключён в ИВС.
В то же время в СМИ со ссылкой на МВД Дагестана прошла информация о том, что Мусалаев поддерживал связь с арестованной недавно Динарой Бутдаевой и являлся членом кизилюртовского подполья.
Отец молодого человека Гаджияв Мусалаев рассказал подробности обыска и о подоплёке произошедшего.
– «Утром 12 января в посёлок Сулак (пригород Кизилюрта), где я проживаю, с обыском приехали порядка 30 сотрудников в масках и с оружием. Показали какое-то постановление о проведении обыска и предложили добровольно выдать незаконно хранящееся оружие. Я говорю, что незаконного нет, есть законное: несколько охотничьих ружей и карабин «Сайга». В ходе обыска я сразу приметил одного неопрятно одетого активного участника обыска. Я спросил у руководителя обыска о нём. Мне говорят, что это их сотрудник, некий Фёдоров. Но его документы мне не дали посмотреть. Тогда соседка, которую вызвали как понятую, говорит мне, что у этого человека в одном кармане граната, а в другом – патроны. Улучив момент, я пощупал его карманы, и на самом деле ощутил там патроны. Тут на меня набросились. У нас возник скандал, но я всё-таки добился, чтобы этого человека вывели. Обыск результатов для них не дал – и они уехали».
На этом инцидент не был исчерпан. Через час Мусалаеву стало известно, что по подозрению в хранении оружия задержан его сын: «Оказывается, узнав, где мой сын, они поехали на квартиру матери Гусейна (мы с ней в разводе). Обыск проводили сразу во всех комнатах: там их две, а значит, по закону понятых должно быть четверо – по двое на каждую комнату. Но понятых было двое, один из которых – тот самый Фёдоров. В кармане куртки сына нашли патроны от пистолета, в кухне под подушкой – пистолет».
Далее Мусалаева-младшего доставили в ГОВД. «В отделе сына стали бить, требуя, чтобы он взял на себя пистолет. При этом его официально не задержали: постановления о возбуждении уголовного дела не было. Нанятого мною адвоката к сыну не пустили. Защитник попал к нему только ночью, когда сын уже дал признательные показания. В 14 часов они зафиксировали это признание, хотя доставили в ОВД ещё утром. Оказалось, что его всё это время били милиционеры (это подтверждает и адвокат): у него на руках и лице были ссадины, кровоподтёки от наручников. В присутствии адвоката уже ночью составили протокол о задержании, а всё это время (10 часов) его незаконно удерживали в ОВД и применяли спецсредства (наручники). Мы обжаловали эти действия в прокуратуру, но там не принимают решения, умышленно затягивают время, фактически покрывая эти незаконные действия».
По требованию адвоката, говорит отец, было проведено освидетельствование Мусалаева. «Целый день к нему в ИВС не допускали судмедэксперта, пришлось даже прокурора вызывать. Из акта эксперта действительно усматривается, что он был избит милиционерами. После этого, чтобы «закрыть» сына, начальник СКМ ГОВД Багаутдин Мухтаров поехал в Сулак, где принудил председателя совета территориального общественного самоуправления Владимира Кабанцова дать отрицательную характеристику на Мусалаева. Чтобы суд, видя этот документ, без колебания дал санкцию на арест. Суд так и сделал, сославшись на характеристику».
15 января, как говорит Мусалаев-старший, Мухтаров приехал к нему домой и потребовал прекратить жаловаться: «Чтобы я не писал в прокуратуру, пытаясь привлечь к уголовной ответственности сотрудников милиции, которые всё это проделали. И стал меня бить. По этому факту также передано заявление в прокуратуру, но и по нему не принято решение».
Подводя итог и комментируя «охоту» на сына, мужчина пояснил: «Как я узнал от своих знакомых, милиционерам нужно было закрепить задержание Бутдаевой и показать, что у неё были сообщники. Поэтому было дано указание задержать кого-нибудь. Попался мой сын».
Тёмная
Ситуация с Мусалаевым не единична. В Хасавюртовской зоне, где активность боевиков значительна, правоохранительные органы работают в «усиленном» режиме.
23 января МВД Дагестана заявило о задержании пособника боевиков 25-летнего жителя селения Новосаситли, Хасавюртовского района, Салимхана Шагидханова, который, по данным ведомства, в 2008 году оказывал пособничество членам НВФ, входившим в бандгруппу Асхаба Бидаева. В автомашине у задержанного были обнаружены и изъяты 40 патронов калибра 7,62, телефонные трубки и литература религиозного толка.
Адвокат задержанного, Омар Саидмагомедов, рассказал, что его подзащитный в поисках правильной дороги подъехал к милицейскому посту на выезде из Хасавюрта. Получив информацию, он уехал, а на обратном пути его авто на этом же посту остановили для досмотра. Обнаружив исламскую литературу (несколько книг, которые Шагидханову подарили родственники, прибывшие из хаджа), молодого человека доставили в ГОВД Хасавюрта. Через два часа ему сообщают, что в ходе дополнительного досмотра, уже в отделе, в его авто под сиденьем нашли пакет с боеприпасами. Шагидханов был задержан, а по факту возбуждено уголовное дело. По заверениям адвоката, задержанный не имеет никакого отношения к «находке»: «Он только от меня узнал, что в пакете патроны. Просто на посту его заприметили как человека с бородой и доставили в отдел для проверки. Тут связи с подпольем не подтвердились, а патроны, к которым он не имеет отношения, девать уже некуда. Их «нашли» – вот и возбудили дело».
20 декабря в рамках административного дела за неповиновение сотрудникам милиции был арестован Камиль Устарханов, старший брат лидера НВФ Камала Устарханова, убитого в ходе спецоперации в сентябре прошлого года.
В СМИ прошла информация, что задержанный с января по август 2008 года оказывал пособничество боевикам, выполняя различные поручения своего брата.
Супруга Устарханова, Амина Абдусаламова, рассказала, что муж работает в компании по установке пластиковых окон и никогда не скрывался от милиции: «Они прекрасно всё о нём знают: где он бывает и чем занят. А тут вдруг его задержали. И это после того, как убивают его брата, а до этого почему его не преследовали? Он ни в чём не виноват, а делается сейчас это всё из-за Камала».
Как сказали в ГОВД жене Устарханова, у задержанного обнаружили в кармане гранату. По факту возбуждается дело. При этом мировой суд, куда милиция обращается за санкцией на арест, её не даёт, а, наоборот, прекращает производство по административному делу, устанавливая: неподчинения милиционерам не было. В ходе ареста личный досмотр задержанного не проводился. Возникает вопрос: откуда граната?
Светлая
Между тем в Хасавюрте 27 января прошёл форум «Проблемы экстремизма в Хасавюрте и пути их предупреждения». Участники мероприятия выражали обеспокоенность тем, что изрядное количество хасавюртовской молодёжи примыкает к «лесным». «Почему же эти так называемые эмиры, пропагандируя свои лже-идеи, не расскажут о том, откуда производится финансирование их групп, где они достают оружие и продовольствие и кто ими руководит? Кучка людей, подрывающая стабильность и творящая беззаконие, называет себя «воинами Аллагьа», да они и не знают, что такое ислам, что можно мусульманину, а чего нельзя», – приводит РИА «Дагестан» слова главы Хасавюрта Сайгидпаши Умаханова. «В Хасавюрте таких людей (разделяющих «лесные» идеи. – Прим. ред.) не так много, человек 25–30. Я обращаюсь к ним: одумайтесь, прекратите этот беспредел! Мы всё время терпим и терпим ваши преступные выходки, но всему же есть предел». Мэр города подверг критике и духовенство города за неактивную разъяснительную работу: «…если не умеете или не можете, то сидите дома и не агитируйте».
Заместитель председателя Комитета правительства РД по делам религии Бекмурза Бекмурзаев призвал противостоять внешним силам, пытающимся внести раскол в дагестанское общество:«Вы только вспомните государства, где идеология «лесных» имеет твёрдые позиции: Афганистан, Алжир, Пакистан и т. д.: там уже десятки лет войны и разруха… Вы этой доли хотите?» Слова Бекмурзаева были обращены и к моджахедам. Называя их братьями, он сказал: «Дорогие братья! Вы в явном заблуждении, вы обслуживаете чужие интересы, те деньги, которые вы получаете, будут свидетельствовать против вас в День Великого Суда. Каждый убитый вами человек за руку приведёт вас ко Всевышнему и пожалуется в Судный день».
Комментарий «ЧК»
В последнее время милиция всё чаще спешит отрапортовать о задержании очередного, по её версии, пособника НВФ, обнаруживая при спорных обстоятельствах боеприпасы. Однако до сих пор ни один из руководителей МВД публично не обозначил проблему имеющего места крупномасштабного (судя по количеству изъятого) незаконного оборота оружия. Очевидно, что оружие не поставляется из-за рубежа, а приобретается в республике. У кого? Вероятно, у тех, кому оно положено по закону. Или у тех, кому выгодна нестабильность в республике.
А случаи с Динарой Бутдаевой и Камилём Устархановым свидетельствуют о нацеленности правоохранителей на родственников боевиков. Возможно, что это такая, «чёрная», профилактика, которая призвана показать потенциальным боевикам, что они своими действиями могут подставить под удар своих же близких.
Номер газеты
- 7 просмотров