Когда 2 февраля произошёл первый конфликт с «назначением» главы УФНС, невидимая рука включила обратный отсчёт первого срока президента РД. Теперь из каждого его промаха или ошибки оппоненты будут выжимать максимум выгоды для себя. Времени на корректировку своей политики у президента остаётся всё меньше и меньше (см. колонку на 4 стр.).
«Ты видел эту передачу по “РенТВ”?», «А кто будет следующим президентом, как думаешь?» – такие вопросы в последнее время задают друг другу жители Дагестана – и стар и млад. А ещё: «Это правда, что президент алкоголик?»
Во-первых, алкоголики не способны работать столько, сколько работает Муху Алиев. А если называть алкоголиками всех, кто употребляет спиртное сколько-нибудь, то таких у нас 85 % мужчин. Да и не при шариате живём, чтобы президенту такие претензии предъявлять.
Вопрос же по поводу будущего президента (не вопрос перспектив Муху Алиева, а вопрос фигуры его преемника) сейчас будет наиболее актуальным.
На прошлой неделе Госдума РФ приняла поправки в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и в закон «О политических партиях». Суть внесённых изменений в том, что теперь несколько меняется порядок назначения глав субъектов федерации. За 90 дней до конца срока полномочий действующего главы региона партия, победившая на выборах в местный парламент, предлагает президенту страны трёх кандидатов на пост губернатора.
В случае с Дагестаном это партия «Единая Россия». В законе, однако, не уточняется, кто именно будет теми единороссами, которые предложат Дмитрию Медведеву кандидатов: фракция «ЕдРо» в Народном Собрании, просто местное отделение «Единой России» или высшее руководство этой политической партии в Москве. (Однако не будем забывать, что партию власти возглавляет Владимир Путин. Грубо говоря, получается, что Путин посредством своей партии будет предлагать Медведеву кандидатов в губернаторы.)
После того как президент РФ рассмотрит всех трёх кандидатов, он вправе либо предложить одного из них на утверждение Народному Собранию, либо забраковать всех троих, однако, исходя из устоявшейся согласованности субъектов и Москвы в бюрократических вопросах, такой вариант маловероятен.
Будем исходить из логики принятого законодательства и предположим, что право выбора предоставляется фракции-доминанте в местном парламенте. Это – «Единая Россия» с количеством депутатов 47 человек, добрая часть из которых получила свои мандаты при непосредственной поддержке Муху Алиева или заручившись его одобрением. Вообще, формированию парламента Муху Алиев, похоже, отдал половину своей президентской энергии. Ведь тогда перед ним стоял ряд серьёзных задач: и желание соблюсти национальное квотирование, и нежелание обидеть влиятельные кланы, и недопущение конфликтов во время выборов. Теперь Алиев сможет в полной мере ощутить благодарность избранных при его непосредственном пособничестве депутатов, когда увидит собственную фамилию в числе трёх кандидатов. Но будут ли сами депутаты заинтересованы в том, чтобы Алиев продолжил свои президентские полномочия? Едва ли даже четверть парламентских единороссов можно назвать ярыми алиевцами. Большинство же депутатов, скорей всего, будут отдавать своё предпочтение той или иной президентской кандидатуре, исходя из перспектив собственного переизбрания в НС РД на выборах в 2011 году.
Видимо, не станут поддерживать президента и главы МО, с некоторыми из них он конфликтовал и проиграл им в этих спорах (Кизлярский, Сулейман-Стальский, Цунтинский районы и др.). А главы, с которыми он не конфликтовал, но должен был это делать в рамках закона, вплоть до отставки этих глав (Табасаранский, Докузпаринский районы и др.), тоже, видимо, не горят желанием быть опорой для президента.
Претенденты
Говорить о том, что кто-то из политиков, стремящихся занять президентское кресло, сможет покупать голоса дагестанских единороссов, было бы наивно. Хотя люди с такими ресурсами и соответствующими амбициями есть. Но не та сейчас ситуация в Дагестане и на Северном Кавказе в целом, чтобы выбор главы региона оставлять на откуп полукоррупционным элементам. Поэтому, скорей всего, кандидатура будущего главы республики определится Кремлём заранее. Исходя из логики российского руководства и учитывая проблемы, решением которых оно сейчас занято, можно предположить, что ставка будет сделана либо на человека, способного (по мнению Кремля) управлять сложной ситуацией в субъекте, либо на того, кто сможет хотя бы законсервировать имеющиеся проблемы, чтобы власть РФ, не задумываясь о них, занималась вытаскиванием страны из кризиса.
Непростительной глупостью, масштабы последствий которой трудно оценить, будет расчёт на силовой (полутиранический) элемент управления регионом. Такой вариант послужит лишь катализатором существующих в республике конфликтов.
Людей, стремящихся занять главное дагестанское кресло, можно разделить на четыре лагеря:
Имам Яралиев, в принципе, даже не группа, а автономная единица. Человек, у которого есть ряд преимуществ. Во-первых, он обладатель многих томов компромата на ряд влиятельных лиц в республике, с помощью которого можно как исключить некоторых из них из предвыборной гонки, так и заставить работать в случае назначения Яралиева президентом. Во-вторых, что очень важно, он является надеждой значительной части лезгинского народа, умеющего, как показала ситуация с налоговой, отстаивать свои интересы. Яралиев способен находить компромиссы в конфликтных ситуациях, но в результате таких компромиссов он никогда не оставляет себя в ущербе. Плюс ко всему он обладает качествами бизнесмена, что в современных условиях добавляет ему лишние козыри. Минус – он не единоросс, а «яблочник».
Некоторые московские дагестанцы, как называет их Муху Алиев, – это Сулейман Керимов и иже с ним (см. новость на 3 стр.). Люди (в основном успешные бизнесмены), которые добились многого за пределами своей исторической родины и теперь пытаются закрепить свой капитал, рассчитывая пустить корни в республике. Это люди новой формации, из категории не испорченных советской властью. В то время как большинство их сверстников сдавали макулатуру, такие как они, варили джинсы и перепродавали их своим знакомым. Люди, способные услышать, а самое главное – понять и адаптировать политику президента Медведева. И, что немаловажно, люди, которые не воспринимают власть (бюджет) как способ обогащения. К ним также могут примкнуть некоторые молодые политики Дагестана на правах функционеров-исполнителей. Попытка наладить контакт с республиканской властью у людей этой группы уже была. Но в Дагестане просто не смогли оценить этих добрых жестов, так же как не смогли придумать, как эффективно потратить $100 млн, разменяв этих людей на «проходимцев» (от слова «пройти») в Госдуму.
Звёздная пыль – немного подзабытые политики девяностых, которые будут лоббировать свои частные интересы по сохранению своего присутствия во власти. Но на то она и «пыль», что движется вроде бы в одном направлении (в зависимости от «ветра»), но каждая «пылинка» в ней – по отдельности. В эту группу можно отнести Гаджи Махачева, Хизри Шихсаидова и др.
Сагидгусейн Магомедов,наверное, единственный человек в Дагестане, чьи президентские амбиции во много раз превышают имеющиеся ресурсы. Вокруг него никогда не было равноценных по статусу сподвижников, если не считать Сагида Муртазалиева, который открыто поддерживал кандидатуру главы казначейства РД три года назад и сейчас заявляет о такой поддержке, хотя, судя по всему, больше тяготеет ко второму лагерю.
Трудности
Дагестан посталиевский намного сложней, чем постмагомедовский. Если главной задачей Алиева было недопущение волнений лишь в «высших» слоях дагестанского общества, то будущему президенту нужно будет сдерживать такие волнения в обществе в целом. Плюс ко всему все алиевские промахи и недоработки народ, не разбираясь, может списать на будущего президента. Последние спецоперации, в которых с обеих сторон погибли чьи-то родственники, знакомые, друзья друзей, заставили народ серьёзно задуматься. А разговоры о том, что трупы боевиков продаются за 200–300 тысяч рублей, вынудили некоторых представителей народа ещё и сжать кулаки в карманах.
Сегодня Дагестану как никогда нужен лидер, способный консолидировать общество и удержать его от самоуничтожения. И претендентам на пост президента стоит трезво оценить свои силы и стоящие перед ними задачи.
P. S. У боевиков, расстрелянных на Троллейбусном кольце (см. 8 стр.), кроме фото милиционеров, были найдены фотографии некоторых дагестанских чиновников, а это даёт повод лишний раз подумать, прежде чем, радуясь, садиться в то или иное кресло.
Номер газеты
- 1 просмотр