Этот кричащий, может быть, даже пошлый заголовок был выбран нами неслучайно. Человек, который не прочитал ни одного номера нашей газеты, увидев его, должно быть, уже читает эти строки. Да и постоянные наши читатели, наверно, отодвинув на второй план «доску объ», решили узнать, о чём пойдёт речь в статье под таким названием…
Заголовок, по сути, был экспериментом, и если вы действительно начали читать статью, обратив на него внимание, то эксперимент удался. Темнить дальше нет смысла – раскроем карты… Сегодня мы поговорим о том информационном обществе, в котором живём. Вернее, о том, в котором нас заставляют жить.
Информация и данные
В одном из наших прошлых номеров мы говорили о том, что в сегодняшнем мире наибольшей ценностью является информация. И не меньшая ценность – люди, которые умеют правильно информацию расшифровывать и распоряжаться ею. Однако стоит дать небольшое разъяснение и показать различие между понятиями «информация» и «данные».
Данные – это сведения о процессах, явлениях, событиях и объектах. Сухие сведения. Когда данные анализируются, систематизируются и используются для достижения каких-либо целей, они становятся информацией.
А теперь подумайте и оцените, как много информации вы получаете? И стремитесь ли вы вообще получить информацию? Небольшой пример: вооружённый конфликт в Южной Осетии и последовавший за ним мировой финансовый кризис. Для одних людей эти события стали просто дополнительной темой для застольных разговоров, для других – поводом для более эффективного распоряжения своими финансовыми активами, даже таким банальным способом, как перевод рублей в доллары. Для первых сообщения о войне и кризисе были данными, для вторых – информацией.
И это лишь обывательские примеры. Ведь для всеобщего поглощения вбрасываются только те данные, из которых уже выжата и использована вся информация. Мировое сообщество узнало о финансовом кризисе только тогда, когда ему об этом позволили узнать. На самом же деле он произошёл задолго до этого, и люди, обладавшие информацией о его наступлении, позаботились о безопасности своих активов.
Мир уже давно не такой, каким нам его пытаются преподнести умного вида дикторы и ведущие. И в первую очередь это касается нашей с вами страны.
Включите один из ведущих телевизионных каналов, что вы там видите? Танцы, шутки, реалити-шоу и небольшие вкрапления новостных выпусков. Причём сетка новостей формируется по принципу «немного о главном», то есть президенте или председателе правительства и обо всём остальном, что творится в стране. А в стране тем временем главные события, по версии теленовостей, – это рождение в московском зоопарке тигрёнка, авария с участием нескольких десятков машин на севере и военный поход чуть ли не единственного российского авианосца. Народ России, который уже давно перестал быть самым читающим в мире, нашпиговывается бесполезными данными. Даже те малые кусочки политических аналитических передач, которые остались на телевидении, типа «К барьеру!» или «Судите сами» собрали под свои знамёна политологов, которые кочуют из передачи в передачу и обсуждают абсолютно ненужные российскому гражданину проблемы вроде «а что будет, если Барак Обама выиграет выборы в США?». Именно они навязывают российскому обществу повестку дня, заставляя людей забывать о других проблемах. Как будто бы и нет для них вопросов внутрироссийского масштаба. Вся Россия, например, думает, что в Ингушетии президента сменили просто так. В новостях ведь не рассказывали об ежедневных убийствах в этой республике и еженедельных народных митингах, значит, этого как бы и не было. Не было для России и энергетического кризиса в Махачкале, когда больше месяца город сидел без света. Зато когда в каком-нибудь Владивостоке или Самаре ветром обрывает линии электропередачи, из этого делают одну из главных тем новостного выпуска.
Дмитрий Медведев много говорит о правовом нигилизме, в котором видит одну из причин всех российских бед, однако не использует имеющиеся инструменты для его устранения. Постановочные судебные процессы из передачи «Час суда» в этом смысле больше шоу, чем попытка юридического просвещения россиян. На первый план там опять же выходит не разъяснение способов правовой защиты своих прав, а скандальные конфликты между участниками процессов. То есть то, что наиболее востребовано зрителем.
Государства в государстве
Мы ни в коем случае не хотим брать на себя роль Фунтика из детского мультфильма и кричать: «Люди, вас обманывают: деньги идут не на домики для бездомных поросят!». На самом-то деле люди обманываются сами. Наше население уже давно разучилось думать и рассуждать. Ему не нужна информация, нужны данные. Например, даже эту статью, получи она распространение в России, большинство россиян начнёт читать не из-за слова «информационный», а из-за слова «экстаз» в заголовке.
Низшие слои населения грешат на власть, но причина обитания их в этих слоях – в них самих. Хотя стоит отметить, что и руководство страны не стремится к тому, чтобы население просвещалось. Правда, Послание Дмитрия Медведева внушает оптимизм. Говоря о характере действующего государственного аппарата, президент сказал, что он «берёт под контроль средства массовой информации, чтобы не сказали чего-то не так. В результате государственный аппарат у нас в стране – это и самый большой работодатель, самый активный издатель, самый лучший продюсер, сам себе суд, сам себе партия и сам себе, в конечном счёте, народ. Такая система абсолютно неэффективна и создаёт только одно – коррупцию». И в том же Послании приводит один из рецептов от этой болезни: «Свобода слова должна быть обеспечена технологическими новациями. Опыт показал, что уговаривать чиновников «оставить в покое» СМИ практически бесполезно. Нужно не уговаривать, а как можно активнее расширять свободное пространство интернета и цифрового телевидения. Никакой чиновник не сможет препятствовать дискуссиям в интернете или цензурировать сразу тысячу каналов». Президент озвучил проблему, но, наш взгляд, его благие намерения, как это обычно происходит в стране, сойдут на нет. Нашей стране уже пятнадцать лет, и все эти годы мы сами, или делегируя свои полномочия другим людям, пытаемся навести в ней порядок. В девяностые годы все неудачи можно было списывать на войну в Чечне, когда все силы были брошены на восстановление конституционного порядка. А сегодня, согласно тем же выпускам новостей, войны нет. Что нам мешает? Вы сами верите в то, что за 8 лет работы нормальный человек, ЖЕЛАЮЩИЙ навести порядок в стране, не сможет этого сделать, тем более когда ему оказал доверие народ этой самой страны?
Вы, вообще, воспринимаете её как свою страну, в которой вам комфортно жить и в которой вам хотелось бы растить детей?
Если воспринимать государство как результат общественного договора, когда граждане отдают часть своей свободы (обязуясь исполнять законы) в обмен на собственную безопасность и регулирование общественных отношений, то сегодня Российское государство перестало отвечать этим требованиям. Стороны этого «общественного договора» обоюдно нарушают его условия. В итоге те граждане, которые хотели бы жить по правилам, но уже не могут терпеть, когда договор не соблюдается в одностороннем порядке, ищут альтернативные варианты регулирования общественных отношений. И в первую очередь они используют для этого тот же интернет, за расширение возможностей которого так ратует Дмитрий Анатольевич. Спрос на нормальные, здоровые отношения привёл к тому, что с помощью интернета люди стали объединяться в разные сообщества, для которых не существует государственных границ. Кто-то, разочаровавшись в системе здравоохранения, находит через специализированную социальную сеть врача-альтруиста, который готов бесплатно лечить людей. Иные, не доверяя системе образования, «качают» знания исключительно с интернет-сайтов. Есть даже сообщество скифов, которые строят свои взаимоотношения на принципах братства и взаимопомощи, кто бы где из них ни работал и какую бы должность ни занимал. И живут, надо сказать, очень неплохо. Кстати, мусульманский джамаат – это тоже довольно-таки распространённое не столько в России, сколько в мире альтернативное сообщество людей. У них своя система права и экономических отношений.
Государственное устройство страны проживания для таких людей – формальность. Они уже давно ничего не ждут от государства. И только многочисленность и разнообразие таких сообществ не приводят к тому, что их члены не устраивают революции и не устанавливают своих законов на территории собственного проживания.
Антисоциальная сеть
По поводу одного из таких сообществ высказался и Дмитрий Медведев всё в том же Послании. Это коррупционное сообщество, которое разрослось в пределах Российского государства. Это наиболее могущественное и влиятельное сообщество из всех. Оно имеет свою иерархию и свою экономическую систему, отличную от той, которая прописана в российском законодательстве. Попасть в это сообщество, по нашим оценкам, пытаются семь из десяти россиян и девяносто восемь из ста дагестанцев. Сообщество это само воспроизводит своих членов. И это очень опасно. Сегодня это понимает и президент страны. Поэтому и была объявлена война с коррупцией. Война, которая выливается в охоту на наиболее мелких представителей сообщества. Война, преподносимая через те же выпуски новостей как грандиозная программа очищения страны от зла. И опять на население льются данные: «поймали на взятке учителя», «врачи недодавали больным лекарства» и т. д. За счёт того же давления со стороны подконтрольных этому сообществу СМИ.
Конкретно в Дагестане эта борьба, похоже, уже вылилась в кампанейщину, которой пытаются охмурить народ, придав дополнительную легитимность собственной власти.
Номер газеты
- 1 просмотр