Последние 3–4 года тема строительства военного городка в Ботлихе не сходит с газетных полос и экранов телевизоров. «ЧК», отслеживая проблему, решил предложить свой прогноз развития событий, основанный на анализе создавшегося положения, и свой же путь недопущения падения в пропасть, на краю которой находится сегодня весь район. Как мы писали в прошлом номере, ситуация вокруг строительства военного городка опасна прежде всего тем, что может сыграть роль детонатора в районе, в котором и без того хватает внутренних конфликтов и противоречий.
Значение строительства военного городка для рядовых ботлихцев вряд ли можно оценить однозначно. С одной стороны, жить в райцентре сегодня стало привлекательнее в плане возможности заработать. С другой стороны, борьба за подряды, эскалация прежних конфликтов, которые с приходом военных получили новый импульс, конкуренция за место под солнцем и доступ к власти, которые сопровождают строительство все эти годы, вряд ли принесли ботлихцам пользу. Вдобавок чиновники порой ведут себя совсем неприлично. То отдают военным без ведома ботлихцев 60 гектаров земли, то обзывают их же кучкой экстремистов. Или буквально умоляют продать военным ещё 8 гектаров из частных наделов, а потом предъявляют непонятные налоговые претензии (не последнюю роль здесь сыграли военные, подменившие заключаемые с собственниками договора) или просто сажают. И всё это в контексте коррупционных скандалов, самоубийства генерал-полковника, долгов строителям и целого списка невыполненных обещаний. Ну кому это может понравиться? А теперь посмотрим, в какой и без того сложной обстановке всё это происходит.
Национальные противоречия
Население Ботлихского района – это 50 тысяч человек, представляющих три субэтноса. Это аварцы (наиболее многочисленная группа – примерно 44 % от общего числа населения), андийцы (вторые по численности – примерно 39 %) и ботлихцы (17 %). Есть ещё несколько самостоятельных языковых групп, но их обычно относят к аварцам. В многонациональном районе, как и в республике в целом, принято национальное представительство во власти. Так, в последние годы укрепилась практика, когда должность главы муниципального образования «Ботлихский район» (фактически глава района) обычно предоставляется кандидату из числа андийцев. Пост главы администрации (административно-распорядительный орган, глава назначается по контракту) закреплён за ботлихским субэтносом. Аварец же выдвигается на кресло депутата НС РД. В околовластных отношениях обычно и возникают конфликты между аварцами, андийцами и ботлихцами. Последние имеют претензии к тому, что все ключевые посты в районе занимают андийцы (обычно так и происходит). Те, в свою очередь, видят в Ботлихе неподконтрольный себе анклав, который пытаются подчинить своей воле имеющимся арсеналом законных методов. Определяющую роль во взаимоотношениях внутри района чаще всего играют аварцы, которые занимают ту или иную позицию.
Причём ситуация может кардинально меняться буквально в течение нескольких месяцев, а национальные противоречия и сущность межэтнических конфликтов в значительной степени зависят от того, кто и с кем борется в данный момент за власть. Так, сегодня аварцы и ботлихцы могут вместе «проталкивать» ботлихского кандидата в противовес андийцу, а завтра, наоборот, поднимется «андийский вопрос» – и здесь аварцы и андийцы будут дружить против ботлихцев.
Чужой среди своих
Так можно вкратце охарактеризовать положение нынешнего главы МО «Ботлихский район» Джавпара Рамазанова (не путать МО «Ботлихский район» и МО «Село Ботлих», это два разных уровня власти). Главой района он стал в 2006 году, после убийства своего предшественника Джамала (Руслана) Алиева. Тогда многие ожидали, что, по сложившейся традиции, новым руководителем станет брат погибшего (Джавпар Алиев, ныне начальник КРУ Минфина РД). Удивил всех президент, заявивший, что глава будет избран в рамках закона после очередных выборов депутатов районного собрания (которые и должны согласно уставу района избрать главу из своего числа). Выборы состоялись, и при личной поддержке президента Джавпар Рамазанов (андиец по национальности) сначала стал депутатом, а затем и главой района. Выдвигая эту кандидатуру, Муху Алиев надеялся увидеть в нём сильного главу (благо полковник КГБ – ФСБ в запасе), способного наладить контакт с военными, при этом укрепить власть в приграничном с Чечнёй районе и не дать развиться национальным конфликтам (соблюдалась установка на «троевластие» субэтносов).
На деле же всё вышло не совсем так, как того хотел президент. Видимо, растерявший с годами свои профессиональные навыки, новый руководитель района не вполне оправдал высокое президентское доверие. Обладая всеми внешними атрибутами немногословного, жёсткого, хорошо информированного и проницательного человека – профессионала, он так и не сумел стать сильным муниципалом. Джавпар Рамазанов не знает принципов формирования бюджета, имеет слабое представление о налоговом потенциале своего района, далёк от финансово-хозяйственной деятельности, не различает функций и инструментов регулирования местного и республиканского бюджетов, путая один с другим. Все эти «качества» он в полной мере продемонстрировал в августе 2007 года, когда добрая половина кабинета министров во главе с Муху Алиевым и Шамилём Зайналовым посетила Ботлихский район. Тогда чекист-муниципал не смог вразумительно ответить на добрый десяток вопросов президента.
Да и это всё было бы простительно, справься он с главными своими задачами, которые определили выдвижение силовика на роль руководителя района, а именно: наладь он контакт с военными и утряси, по возможности, межнациональные конфликты. Но и здесь похвастаться нечем. Во взаимоотношениях с военными Джавпару Рамазанову рассчитывать не на что, по причине того, что это прерогатива его первого зама Мирзы Ибрагимова (подробно о нём – в прошлом номере «ЧК», в статье «Воздушные казармы»), ближайшего друга и соратника ныне покойного Джамала (Руслана) Алиева, давно уже сделавшегося ключевой фигурой в районе во взаимоотношениях между военными заказчиками и республиканской элитой, которая имеет свои интересы в строительстве военного городка. Чего стоит тот факт, что аффилированные с ним предприятия являются крупнейшими кредиторами военных (около190 млн рублей).
Борьба за власть
В то же время присутствие в районе военных, представители которых «умеют договариваться», выгодные распределения подрядов и грядущие новые выделения земель обострили борьбу за власть. Контакт с главой района, а через него с заказчиками, генподрядчиками и т. д. сделался самым привлекательным бизнесом. А то, что этот бизнес практически монополизирован в руках предприимчивого Мирзы Ибрагимова, очень многим не даёт покоя. Прежде всего не удовлетворены положением те 10–20 представителей наиболее влиятельных андийских семей, которые всегда умело организовывали своё представительство в управлении районом. В силу известных обстоятельств они сейчас лишены этой возможности, а мириться с этим, очевидно, не в их правилах.
Среди недовольных нынешней властью в Ботлихском районе «числятся» прежде всего родственники покойного Джамала (Руслана) Алиева. В частности, его брат Джавпар Алиев. Когда-то такие близкие и такие доступные ресурсы брата (главы) в одночасье оказались труднодосягаемыми для членов его семьи.
Есть ещё недовольный ботлихец – Магомеднаби Омаров, бывший когда-то главой администрации муниципального образования «Ботлихский район». Хороший организатор, опытный руководитель. Видимо, эти качества и послужили в своё время сигналом тревоги для Мирзы Ибрагимова, который приложил руку к его смещению и назначению вместо него более покладистого ботлихца Лабазангаджи Балдугова. Оказавшийся не у дел, Омаров жаждет реванша. Похоже, что его структурное видение способов прихода к власти, опыт и знание внутренней специфики управления районом по достоинству оценены Майирбеком Алхасовым, начальником производственно-технического отдела ЗАО «Газпромстройинжиниринг» в Махачкале и по совместительству одним из наиболее презентабельных сегодняшних андийских лидеров.
Этот человек за последние год-полтора приобрёл значительный властный потенциал благодаря, как отмечают наблюдатели, некоторой близости и «вхожести» к президенту Муху Алиеву. Видя очевидную слабость нынешнего руководителя района и тот беспорядок, которым умело пользуется его заместитель, эти и другие влиятельные в районе люди планируют произвести его досрочную замену. Например, может случиться, что под их давлением Джавпар Рамазанович покинет свой пост «по состоянию здоровья».
По нашим данным, на пост главы МО «Ботлихский район» с последующей заменой на Майирбека Алхасова может быть выдвинута кандидатура Магомеднаби Омарова. А после замены Магомеднаби Омаров, как и принято по ботлихской нацквоте, станет главой администрации района по контракту.
Ботлих
Пожалуй, единственные, кого не устраивает такой вариант смены власти, – представители ботлихцев. Опасения главы МО «Село Ботлих» Исы Окиева связаны в том числе и с тем, что, в случае запланированного развития событий, на его место могут «задвинуть» Муртуза Гасангаджиева. Этот человек был одним из первых, кто начал защищать интересы жителей села и препятствовать строительству военного городка. Впоследствии, после назначения советником члена Совета Федерации Атая Алиева,он кардинально отказалсяот прежних взглядов и перешёл к концепции «неизбежности строительства и необходимости извлечения из него как можно большей выгоды». Сейчас нигде не работающий, в значительной мере исчерпавший, по словам многих ботлихцев, кредит их доверия, деятель, который так же, как и «коллеги», ждёт повторного «выхода на арену» и рассчитывает при этом на помощь андийских реваншистов.
От позиции ботлихских национальных лидеров во многом зависит итог борьбы. Как-никак райцентр, да ещё и самый крупный по численности населения. В этой ситуации Иса Окиев оказался недавно под следствием по делу о выделении участков тем самым 29 собственникам, о которых шла речь выше.
Контрактный глава администрации МО «Село Ботлих» Дарбишмагомед Гаджимагомедов представляет одну из наиболее влиятельных семей в Ботлихе и в районе. Несколько братьев Гаджимагомедовых, ботлихцев по национальности, занимаются бизнесом, владеют крупным фермерским хозяйством, магазинами и др. Они тоже не сторонники преждевременной смены власти, которая всегда сопровождается какими-то волнениями, переделом собственности и имеет не совсем приятные для них последствия. Один из братьев, Гаджимагомед Гаджимагомедов (самый старший и уважаемый), с недавних пор находитсяпод стражей.
Магомеднаби Омаров, приходящийся, между прочим, двоюродным братом Гаджимагомедовым, по нашей информации, принял активное участие в оформлении 4,5 гектара земли на Гаджимагомеда с последующей продажей её военным, а потом, посчитав себя обделённым, приложил руку к возбуждению уголовного дела против Окиева, заинтересовав в этом влиятельных выходцев из района.
Революция или модернизация? Вот в чём вопрос
Дальнейшая эскалация этих конфликтов грозит серьёзными потрясениями. Взаимоотношения андийцев-реваншистов и ботлихцев по вопросу смены/сохранения власти в районе, ей-богу, могут вылиться в серию актов кровной мести, при этом затронув и аварцев. Уже есть прецеденты вооружённых столкновений, подлавливания друг друга в подъездах и т. д. Накопительный эффект здесь могут иметь строители-подрядчики, которые пока не имеют возможности получить свои деньги на законных основаниях. Нарастанию протестных настроений внутри Ботлиха способствуют и преследования людей, которые (в том числе и по просьбе президента республики) продали свои земли военным, что было закреплено независимой оценкой и запротоколировано органами исполнительной власти, подтвердившими правомерность сделки. Такая позиция не может не вызвать опасений у тех 57 человек, участки которых военные уже сегодня хотят выкупить на тех же основаниях. Всё это грозит социальным взрывом.
Убеждённость в несостоятельности нынешнего руководителя района объединила сегодня многих вчерашних оппонентов по другим принципиальным вопросам. По правде говоря, она не лишена определённого смысла. Другое дело, что революционный метод его досрочной смены, предлагаемый андийскими лидерами, по глубокому убеждению «ЧК», не решит всех проблем, а только их добавит. Поменяются действующие лица, при которых сложившаяся система хозяйствования, скорее всего, останется прежней, а межнациональные конфликты, наоборот, разгорятся с новой силой. Досрочная смена власти, тем более подкреплённая идеями реваншизма, которым подвержены многие сторонники «революции», опасна. Её сторонники торопятся в том числе и потому, что в марте 2010 года истекает срок полномочий президента республики, близость к которому во многом определяет степень их влиятельности, в то время как следующие выборы главы МО «Ботлихский район» должны пройти не раньше марта 2011 года.
Однако в свете недавних инициатив Дмитрия Медведева о введении практики представления кандидатуры на пост главы субъекта партийной фракцией, доминирующей в законодательном собрании, шансы Муху Алиева на переизбрание более чем велики, учитывая укомплектованность НС РД его ставленниками и членами партии власти. Кроме этого, он имеет возможность подготовить себе преемника, который может в дальнейшем «разрулить» ситуацию в районе по заранее оговоренному сценарию (например, выдвинуть на управление районом того же Майирбека Алхасова сотоварищи).
Таким образом, первое условие безболезненного, мягкого разрешения конфликта – отсрочка вопроса передачи власти. Конечно, это не значит, что всё нужно оставить как есть. ЧК» предлагает свой модернизационный поэтапный план выхода из кризиса:
1. В первую очередь нужно законсервировать наиболее опасный конфликт на почве передела власти, который сегодня назревает между революционно настроенными андийцами, с одной стороны, и представителями ботлихской элиты (в национальном смысле), с другой. С лидерами первых нужно постараться договориться о том, что власть сейчас менять нельзя, ибо это тупиковый вариант. Их потенциальный делегированный представитель может спокойно пройти процедуру избрания сначала депутатом райсобрания, а затем и главой МО (по истечении срока полномочий нынешнего). При условии определённого единства в их рядах это не вызовет никаких сложностей, и административный ресурс здесь даже не пригодится.
2. Решить проблему задолженности военных заказчиков и генподрядчиков строительным подрядным организациям. Более 2000 человек пока не заявляют о себе слишком громко, но произойти это может в самый неподходящий момент; особенно опасно появление в их среде провокаторов. Вопрос осложняется в условиях финансового кризиса. Необходимо убедить военных начать выплаты незамедлительно (мы уверены, что деньги у них есть). В первую очередь нужно приспустить крупных кредиторов (то есть выплатить им хотя бы треть долгов). Необходимо помочь расплатиться по текущим платежам тем, кто прокредитовался для выполнения заказа. Самое главное – нужно инициировать полномасштабные акты сверки проектно-сметной документации и фактически выполненной работы. Делать это нужно осторожно, лейтмотивом здесь должна служить идеологема «всеобщей амнистии»; ни в коем случае нельзя никому платить больше того, что он реально заработал. Обязательно обнаружится масса нарушений, и виновных в нарушениях надо будет прощать, дабы не пришлось всех наказывать (тогда просто некому будет работать).
3. Глава МО «Ботлихский район» Джавпар Рамазанов нуждается в усилении, которое следует закрепить специалистами, способными произвести «зачистку» в финансово-хозяйственной деятельности, бюджетных, налоговых и межмуниципальных отношениях. Особое внимание нужно будет обратить на отношения в сфере земельного законодательства. Имеет смысл провести серию аудитов деятельности органов муниципальной власти. Необходима инвентаризация внутренних, в том числе человеческих ресурсов на предмет возможности более концептуального и эффективного их применения. Изыскать возможность смещения налоговых поступлений по некоторым статьям в пользу местного бюджета (президент высказывал готовность рассмотреть этот вопрос). Не было бы лишним закрепить комиссию с широкими полномочиями, которая бы периодически проводила проверку экономической деятельности без оргвыводов, в лучших традициях «всеобщей амнистии». Таким образом, район к моменту очередных выборов должен выйти из стагнационного положения, заодно подготовившись к мягкой и безболезненной смене руководства.
4. Разобраться наконец с налоговыми претензиями по отношению к 29 лицам, продавшим земельные участки военным. В этом деле необходимо оградиться от политики и шаг за шагом решать вопрос участия государства в продаже населением земли военным, которые ХОТЕЛИ получить её в собственность по высокой цене и ПОЛУЧИЛИ. Реструктуризировать эти долги, а по возможности и списать их. Никто ведь не ходил и не предлагал свою землю. Её изымали.
Всё это потребует проявления административной воли президента республики. Исполнение же всех процедур способна взять на себя комиссия под руководством грамотного организатора и технаря. Оптимальная кандидатура – 1-й вице-премьер Ризван Газимагомедов.
Номер газеты
- 6 просмотров