Али (Вячеслав) Полосин – человек, преодолевший путь от христианства к мусульманству, и побывший в своё время (см. справку) государственным работником и общественным деятелем, может не только интересно, но и компетентно рассуждать о политической, а главное религиозной ситуации в Дагестане в частности, и на Кавказе вообще. Некоторые из его тезисов могут показаться вам провокационными, а другие просто отражением мнения, сформировавшегося у каждого из вас в сознании уже давно…
– Министр внутренних дел Дагестана заявил о том, что экстремистов надо расстреливать. Как бы вы оценили подобные «предложения» по выходу из создавшегося сложного положения в регионе?
– Министр ВД должен действовать по закону. Если он делает такие заявления, значит, получается, он призывает нарушать закон. В законе есть статьи за экстремизм. Там же не написано: либо расстрел, либо пожизненно. Там же иначе написано: 3 года или 5 лет, а может быть, просто штраф. А он сразу планку поднял, получается, что сам высказывает публичное неуважение к российскому законодательству. Печально, конечно.
– И опасно.
– И опасно, конечно. Вот в этом и слабость государства, что подобные люди на таких должностях находятся.
– Я думаю, что это опасно для такого региона, как Кавказ, полного противоречий. Структура конфликтов, она ведь очень сложная. Межконфессиональные, межклановые. В этих условия бросать такие заявления означает усугублять конфликтогенные факторы.
– Вы знаете, в советское время такие ложные модели национального устройства в регионах понапридумывали, что в регионе главой должен был быть обязательно представитель титульной нации с русским заместителем, который за него всё делает. Сейчас этих замов поубирали. У меня возникает ощущение, я не хочу обидеть ни одну нацию, что в таких условиях, как сейчас, для дагестанских народов было бы лучше, если бы руководителем республики был русский человек, назначенный из Москвы. Он не будет связан ни с одним из кланов.
– А у нас есть прокурор – русский. Начальник УФСБ тоже…
– Должна быть ротация. Три, максимум четыре года – и нужно другого назначать. Когда народностей много, и они между собой несильно дружат и даже готовы на поножовщину, то лучше, чтоб кто-то был как арбитр между ними. Я так думаю. Но не навязываю своё мнение.
– Такая точка зрения в Дагестане у большой части населения встретила бы понимание, но есть и второй вариант: это в полной мере реализовывать парламентаризм, представительство…
– Я прошу прошения, таким человеком необязательно должен быть русский. Это может быть и казах, и татарин, и представитель другой нации. Не местный, не житель Дагестана. Я был в парламенте под названием «Съезд народных депутатов РСФСР». Там были представлены как раз республики. Я знаю, как они лоббировали, какие торги между представителем Дагестана Абдулатиповым и чеченцем Хасбулатовым шли. Я так подозреваю, что иногда эти торги могли иметь вполне финансовое выражение. Я это всё видел и поэтому не сторонник парламентской демократии. У нас – в России, на Кавказе, – я думаю, нужен всё-таки авторитарный строй.
– У нас было много людей в ранге заместителей министра, присылаемых из России в МВД республики. И как только появлялся новый заместитель или прикомандированный человек к нашему министру ВД, сразу возрастало количество спецопераций. И каждый раз возникает вопрос: кто является условно верховным главнокомандующим в Дагестане: министр ВД Дагестана или присланный из Москвы? Это один момент. Второй – наш прокурор. Человек с самого начала выказывал недовольство нашей газетой. Мы с ним встречались, и он сказал, что газета ваххабитская…
– Я заметил, что у вас это слово (имеется в виду слово «ваххабизм». – Прим. ред.) используют все кто как хочет. Собственно, в центральной России оно как ругательное идёт. Один муфтий обвиняет другого в ваххабизме. Тот отвечает, что сам ты ваххабит… Печально, что такие обвинения идут от ответственных людей. Читаешь, например, про одного компромат, что он ваххабит, а потом через несколько строчек там написано, что он ходит в ресторан и пьёт водку. Вы понимаете (со скепсисом. – Прим. ред.), чтоб ваххабит ходил по ресторанам и пил водку, – я не могу себе представить. Ваххабит – это зомбированный человек, с бородой, в коротких штанах, соблюдающий всё. Он смотрит, как бы что-нибудь шарахнуть, чтобы свой джамаат во главе халифата поставить. Чтобы он ходил и пил водку – ну это смешно. Вот у вас тоже на это похоже. У вас, как я понимаю, светское издание. Светское издание в ваххабизме обвинять – это нонсенс. Но в то же время гражданская ответственность журналиста должна быть, и стремиться к пониманию религиозных явлений надо, хотя это и трудно. Я вот постарался в нашей беседе свою позицию высказать. Да, на самом деле учение, именующее себя салафитским, оно в принципе настраивает людей на экстремистский лад. Это на самом деле факт… это было и во времена Пророка (с. а. с.), это были хариджиты. Там Пророк (с. а. с.) своим сподвижникам говорил так: они молятся больше вас, всё соблюдают более детально, но ислам у них не поднялся выше уровня их ключицы. То есть физиологический уровень ислама – омовение и так далее. И он так сказал, что, пока они молятся спокойно и вас не трогают, мирно живут, и вы их не трогайте. Но если они возьмут в руки мечи, тогда убивайте их всех беспощадно, до единого. Вот что в Сунне сказано. Если такое освещение, то оно тоже должно быть. Что касается всей этой братии, то, в принципе, модель ислама, которая у них в голове существует, она действительно экстремистская. А в аравийских условиях XVII века она, может быть, была оправданна. Их модель очень сильно контрастирует с окружающей обстановкой и при том обостряет этот контраст даже там, где совсем не надо, то есть в вопросах одежды и так далее. Но тем не менее среди них есть люди, которые совершенно не склонны к совершению преступления. Они умеренны. Поэтому их преследовать нельзя. Их не за что преследовать, и закон их должен охранять. Но в религиозном плане вы должны знать, что сама по себе эта идеология может подтолкнуть к экстремизму. Она воспроизводит экстремизм в сознании людей. А вот традиционный ислам, который у нас сложился, в России, экстремизм не воспроизводит. В нём его нет и не было никогда. Такой, как во времена Пророка (с. а. с.) сложился и до Дербента дошёл, до Средней Азии дошёл. Дагестан – одно из мест, где самый древний ислам в России. Вам гордиться надо такими истоками. Кстати, я побывал в арабских странах, в Кувейте, в Эмиратах и сравнил. Я вам скажу, что Дагестан выделяется. Настолько правильного исполнения ислама я нигде не видел. С точки зрения поведения, в быту и так далее. Арабы должны учиться у наших, а не мы у арабов. Знания у наших более глубокие.
Али Вячеслав (Вячеслав Сергеевич) Полосин
Родился в Москве в 1956 г. Закончил философский факультет МГУ (1978), Московскую духовную семинарию (1983), Дипломатическую академию МИД РФ (1993). С 1983 г. священник РПЦ (с 1991 г. – за штатом). Кандидат политических наук.
С 1990 по 1993 гг. – народный депутат России, Председатель Комитета Верховного Совета РФ по свободе совести, соавтор принятого в 1990 г. Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий». Возглавлял аппарат Комитета по связям с общественными объединениями и религиозными организациями Госдумы.
В мае 1999 г. заявил о своём разрыве с Русской Православной Церковью и переходе в ислам, принял мусульманское имя Али.
В настоящее время является также советником председателя Совета муфтиев, главы Духовного управления мусульман Европейской части России муфтия Равиля Гайнутдина.
Номер газеты
- 2 просмотра