Скоро в республике вновь начнут работать Лезгинский и Даргинский театры, а ещё отремонтированный Кукольный. Теперь уже полноценное «одиннадцать» (число театров в республике) обещает дать министерству спокойствие и видимость решённых проблем в театральной сфере. Однако все ли проблемы дагестанского театра сосредоточены в отсутствии комфортабельных помещений?
Лучше вы к нам…
Через несколько месяцев дагестанский Русский театр поедет во Владикавказ с ответными гастролями. В багаже – «Женитьба Бальзаминова», «Дядя Ваня», «Самоубийца» и новый «Французский ужин». Итого – две комедии, одна драма и один фарс. Возможно, прибавится ещё и «Квартира в три комнаты» и пара обязательных детских спектаклей. По репертуарному наполнению наш багаж намного весомее, по исполнению – не всегда и не обязательно. Кадровый голод Русского театра в этом году усилился ещё и тем, что из республики уехала актриса Нина Тушишвили, фактически умертвив значительную часть постановок театра. Для гастролей её, конечно, пригласят, а вот для дагестанского зрителя спасти постановку получится, только найдя замену. Сегодня в театре очевидна нехватка молодых и если не харизматичных, то хотя бы талантливых актёров. Судя по актёрскому факультету ДГУ, выбирать режиссёрам действительно не из чего. А ангажемент (приглашение актёров. – Прим. ред.) вот уже который год проваливается под натиском суровых реалий дагестанского менталитета. Да и зарплатой, пусть даже довольно высокой для республики (для наших актёров действует почти 140-процентная надбавка к зарплате), хороших актёров сюда не заманишь.
Правда, как рассказал нам главный режиссёр театра Скандарбек Тулпаров, ему удалось договориться с республикой о строительстве дома для актёров – его давней мечты. По мнению режиссёра, это принесёт значительное облегчение в назревшем театральном кризисе и поможет создавать более комфортные условия для приглашаемых в республику актёров.
Репертуар и кадры
Проблемы национальных театров стоят не менее остро. Это и слабый, не всегда оправданный репертуар, и кадровый голод, и проблемы с наполняемостью залов, и практически исчезнувшая гастрольная деятельность.
Режиссёр Аварского театра Хайбула Абдулгапуров говорит: «Без национальной драматургии не может быть национального театра, а национальной драматургии нет, потому что писать пьесы – это непрестижно и неприбыльно. Я сам перевёл уже около 15 пьес. И своих друзей мобилизовал бесплатно писать музыку для этих спектаклей. Во-вторых, проблема – в сложившейся структуре театра. Сейчас администрация задавила творческое начало в театре». Новый молодой режиссёр Кумыкского театра Рабиат Осаева-Аджикамалова говорит почти о том же самом, правда, немного смещая акценты: «Я глубоко убеждена, что, если не будет хорошей драматургии, хороших постановок, национальному театру грозит судьба неформального центра национальной культуры, где драматургии будет мало места. Наша задача – не допустить этого превращения». Да и проблема финансирования театра воспринимается ею иначе: «А что государство? Нет, конечно, тут есть момент дотаций, выделения средств на постановки. Но не оно же ставит спектакли, не оно их играет. Оно просто выделяет деньги. А будут люди ходить на эти спектакли или нет – от нас зависит». Режиссёр Кумыкского театра Биймурза Мантаев: «Народу всегда нужен свой национальный театр. Тем более когда он у него единственный. Весь вопрос в том, насколько деятели театра честны со своим народом, насколько они искренне служат его духовному обогащению».
Решение назревших проблем Хайбула Абдулгапуров видит в следующем: «Совершенно необходим глубокий и всесторонний анализ деятельности каждого театра республики, свободный от традиционных взглядов и устоявшихся представлений. Этому может помочь специальная комиссия, созданная при Министерстве культуры и туризма РД. Целесообразным было бы иметь постоянную общественную комиссию для контроля и руководства текущей жизнью театра. Именно от организации театрального дела зависит быть или не быть высокому искусству в Дагестане».
Очевидно, что подобная комиссия не способна решить проблем с репертуаром, гастролями и актёрским составом. Но предпринимаемые театрами попытки разнообразить, модернизировать репертуар не всегда принимаются однозначно. Как было с постановкой Лакским театром необычного для дагестанской сцены спектакля «Солнечный круг», который, однако, зрители приняли на ура. Острой критике профессионалов подвергся и первый дагестанский мюзикл «Человек из Ламанчи» на русском языке в постановке Ислама Казиева на сцене Кумыкского театра. Потому что принято считать: русскоязычная (хоть и удачная) постановка не отвечает главному предназначению национального театра – способствовать сохранению языка. Но ведь для сохранения языка нужна качественная современная дагестанская драматургия, а её нет. Оттого на национальной сцене в основном классика и переводы, а Институт языка, литературы и искусства ДНЦ РАН по десятому кругу изучает творчество Этима Эмина и Махмуда из Кахаб-росо. Новых драматургов не ищут и не ждут. И здесь вполне реальной помощью могло бы стать сотрудничество факультета дагестанской филологии ДГУ, Минкульта, национальных театров и того же ДНЦ РАН. Сотрудничество с целью поиска и подготовки новых драматургов для национальной сферы. Ведь почти половина из обучающихся на этом факультете студентов – во-первых, молодые люди, во-вторых, люди, владеющие языком, в третьих – люди, очень часто талантливые.
Что же касается актёрского состава, то, возможно, единственным выходом для театра было бы готовить самому для себя специалистов, самому отбирать таланты и направлять на учёбу в столичные вузы и училища. Таким своим опытом в отношении актёрских кадров и режиссуры делился с нами приезжавший на гастроли Русский театр из Владикавказа. И плюсы такого подхода ощущал каждый зритель, попавший на постановку осетин: много молодых и талантливых актёров и режиссёров, современное понимание законов театральной деятельности и сосуществования актёров на сцене, неплохие декорации и хорошие костюмы. Всё то, чего очень часто не увидишь в наших театрах.
Но такая практика возможна лишь в сотрудничестве с Министерством культуры, а оно не очень заинтересовано в подобных вещах. Да и система этих направлений хорошо работала лишь в советское время. А ведь эффективность подобной практики очевидна. Яркий пример такой подготовки у нас в республике – Рабиат Осаева-Аджикамалова, выпускница Гнесинского училища, которая поставила в этом году на сцене Кумыкского театра очень хороший дипломный спектакль. Но это только кадры, а ведь есть ещё и декорации, и костюмы, без которых ни одно талантливое театральное действо не выглядит полноценно.
Финансовая
самостоятельность
Могут ли театры быть самоокупаемы? Лишь при условии, что наладят диалог со всей аудиторией. Предложенный ранее «ЧК» вариант с объединением театров в одно АУ (автономное учреждение), согласно которому у театров и других организаций культуры будет выбор: оставаться бюджетными учреждениями или выбрать новую организационно-правовую форму, обеспечивающую организационную, хозяйственную и экономическую свободу, без которых в принципе невозможна свобода творчества и которые способствовали бы более быстрому претворению театральных идей, обеспечили бы здоровую сменяемость кадров, дали бы, возможно, дорогу молодым и рьяным – вызвал много шума в среде театральных режиссёров республики. Хайбула Абдулгапуров так прямо и сказал: «Национальные театры республики стали для народностей драгоценным магнитом, собирающим всё самое ценное в культурной жизни нации. Их нельзя объединять в одно АУ – это святотатство». На наш вопрос о том, собираются ли в Министерстве культуры РД как-то реформировать национальные театры, специалист, пожелавший не называть своё имя, ответил, что «вопрос о совмещении национальных театров не раз поднимался на совещания в министерстве. Большая часть представителей министерства проголосовала за сохранение национальной идентичности театров. Но это не значит, что в дагестанских театрах (азербажанском, лезгинском, даргинском, аварском и других) перестанут проводить культурные мероприятия. Национальные театры были и остаются площадкой для литературных вечеров национальных поэтов, чествований деятелей культуры».
«Сохранение национальной идентичности театров»… А что, если реформировать административную составляющую деятельности театров, исчезнет национальная идентичность?
Министерство по-своему понимает назревшие в театральной среде проблемы: «Из одиннадцати действующих на территории республики театров не имеет своего помещения лишь Дагестанский государственный театр оперы и балета. Он базируется в здании Русского драматического театра. Однако практика размещения двух-трёх театров на одной территории распространена по всей России. Так, к примеру, Ивановский драматический театр соседствует с музыкальным», – так вкратце охарактеризовали нам в Минкульте основные проблемы дагестанских театров.
Вполне очевидно, что проблем намного больше. И даже в финансировании театров, которое у нас в республике даже чуть лучше, чем во многих других регионах России. Выделяемых ежегодно 500 тыс. рублей театру на все нужды не хватает, а деньги за аренду площадей уходят, как ни парадоксально, в Минимущества, которое по существующему законодательству является собственником здания. И уже оттуда снова возвращаются в республиканский бюджет. Вот тут и помог бы закон об АНО (автономные некоммерческие организации), в рамках которого республике было бы целесообразно разграничить те виды расходов, которые оно гарантирует театру, и те, за которые театр будет отвечать сам.
Объединение театров в одно АУ (но не одно здание!), в свою очередь, будет способствовать оптимизации деятельности такого учреждения в области распоряжения огромными площадями и имуществом, от сдачи в аренду которого можно получать вполне конкретную прибыль, перенаправляя её на развитие театра. Остаётся только найти умного менеджера, способного наладить диалог со зрителем, возобновить гастрольную деятельность, популяризировать национальный театр, да и вообще поднять его на новый уровень. Менеджер для дагестанских театров – работа вроде той, которой сейчас занимается в республике Максим Щепакин, министр по делам инвестиций и внешнеэкономических связей. И тогда совершенно не обязательно будет наличие в каждом театре и художественного руководителя, и директора сразу, а также лиц, выполняющих чисто административные функции. Достаточно будет ввести «главной» лишь должность художественного руководителя. И, объединив этих художественных руководителей в совет, возможно будет избежать излишней коммерциализации творческого процесса, которая неизбежно возникнет с образованием АУ, равно как и административного давления менеджера.
- 2 просмотра