[ Трудности перевода… ]

Меня удивляет, почему в США нет такой проблемы, как религиозно-политический экстремизм/терроризм? Страна, которую практически все дагестанские религиозные (и не только) деятели обвиняют во всех смертных грехах, оказалась избавленной от этой проблемы…

Можно, конечно, предполагать, что в США нет подобного, потому что ТАМ развиты такие институты, как судебная власть, адвокатура, а за властью (любой!) имеется контроль со стороны СМИ и общественных организаций. В США (я так думаю) много чего есть, а такой дагестанской проблемы, как религиозно-политический экстремизм, нет.
На мой взгляд, американский секрет кроется в… буржуазной идеологии США. Она опирается на такой конституционный принцип, как плюрализм мнений американского общества (что означает диалог и компромисс всех существующих в США идеологических сил, будь то религиозных или политических). США как государство-прагматик предпочитают не вмешиваться в дела религии, не вырабатывать специальных идеологий для противодействия терроризму и экстремизму, не объявлять какую-либо одну конфессию или религиозное течение враждебным. Для них главное – чтобы не нарушались два основных принципа: 1) целостность государства; 2) неприкосновенность прав личности. В остальном – всем полная свобода совести и вероисповедания с соответствующими религиозными действиями.
Буржуазная идеология закреплена и в Конституциях РФ и РД. Нам тоже гарантирован плюрализм. Однако светская власть, решая, что же ей делать с «лесными братьями», предпочитает вырабатывать непонятную «идеологию по искоренению и разоблачению» ваххабизма, ввязываться в бесконечные теологические споры, вместо того чтобы решать конкретные проблемы.
Решение проблемы находится в изменении отношения власти к религиозно-политическому экстремизму: вместо выработки идеологии противодействия (что приводит к обострению конфликта и увеличению количества экстремистов) и силовой доминанты нужен перевод конфликта в политическое русло, то есть налаживание диалога. Работа в этом направлении выявит (может, не одного крупного, а нескольких маленьких) «субъектов политического действия» – сторону диалога, представляющую «лесных братьев».
Для этого необходима только политическая воля, система гарантий и способность идти на компромисс… С обеих сторон.

Номер газеты