В прошедшую пятницу, 8 августа, приблизительно в 10:45 более 30 сотрудников правоохранительных органов стремительным шагом вошли в редакцию нашей газеты. Они, зачитав (давать копию работники отказались) находившимся на рабочих местах сотрудникам «ЧК» постановление, объявили о необходимости провести в редакции обыск. Тут же была дана команда закрыть ворота здания, где расположена редакция, и «всех пускать, никого не выпускать».
ПроцеДУРА
К обыску силовые органы подошли более чем тщательно. В приехавшей к нам на шести машинах без номеров группе были замечены сотрудники УБОП, УБЭиУТ, УУР, Управления «К» МВД по РД, оперативники УФСБ РФ по РД, следователи СУ МВД по РД и СУ Следственного комитета при прокуратуре РФ по РД.
Разбившись на группы, правоохранители стали проводить что-то похожее на обыск в процессуальном понимании этого слова, а больше походящее на погром со взломанными дверями. Так, двери тех кабинетов, в которых не было сотрудников газеты, были взломаны. Адвокат главного редактора «ЧК» Надиры Исаевой Саид Ибрагимов, прибывший в редакцию для присутствия при проведении обыска, был выдворен из здания.
Самих силовиков в первую очередь интересовали компьютеры, а также блокноты, записки и книги, принадлежащие сотрудникам «ЧК».
К примеру, с письменного стола Исаевой следователи изъяли рабочие записки и пр. А из компьютеров журналистов были скопированы черновые файлы уже опубликованных статей, сами статьи и прочие «подозрительные» документы. На рекомендацию искать все наши «секреты» на сайте «Черновика» (www.chernovik.net) правоохранители выражали недоумение и высказывали надежду найти публикации, готовящиеся в печать, и хоть какой-нибудь компромат. На вопросы ответственного секретаря Фариды Гаджиевой, редактора отдела культуры Юлии Головешкиной (а также журналистов различных изданий, пришедших в редакцию) о том, что же они собираются искать/ищут в редакции, силовики предпочитали не отвечать, ограничиваясь общими фразами типа: «Об этом сказано в постановлении», «Спроси у следователя» либо «Мы пока ещё сами не знаем, что ищем», «Оружие, наркотики есть?» По смыслу процессуального законодательства ещё до начала обыска следователь предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. А в нашем случае такого не было: фактически обыскивающие сами не знали, что ищут.
На вопрос, какая судьба ожидает незаконно изъятое (документы, книги и файлы), от следователей прозвучал ответ, что «всё это будет направлено на экспертизу, на предмет выявления в них высказываний экстремистского толка». В 17:00 силовики покинули редакцию… Отметим, что Гаджиеву и Головешкину правоохранители незаконно удерживали в редакции до конца проведения обыска. Хотя наши коллеги не должны были даже участвовать в этом действе, а постановление о проведении обыска следователь СУ СК при прокуратуре РД Максим Мирзабалаев должен был вручить непосредственно Исаевой (ч. 4, 11 ст. 182 УПК РФ), и это должны были засвидетельствовать понятые, вместо этого он зачитал документ ответсеку газеты Фариде Гаджиевой.
В процедуре, которую «гости» называли «обыском», были и положительные моменты. К примеру, один из редакционных компьютеров, который постоянно отключался и «глючил», стал работать намного лучше! А сотрудники правоохранительных органов на протяжении всего обыска вели себя на удивление корректно и вежливо. Кроме того, надо было видеть, с каким упоением силовики, ожидая окончания обыска, читали не только новый, но и старые выпуски «Черновика»! Не сомневаемся, что данный обыск был для них своего рода культпоходом, а редакция приобрела более 30 (!) новых преданных читателей, и надеемся – в будущем единомышленников. Уверены, если бы каждая спецоперация силовиков готовилась бы так же тщательно, как проведение обыска в нашей скромной редакции, то произвола и беззакония в РД было бы значительно меньше…
Процесс,
или Комментарий «ЧК»
Что же всё-таки происходило в здании, где расположен офис газеты «Черновик», 8 августа? На наш взгляд, это просто игра мускулами, а точнее – способ запугать редакцию. Но столько нарушений уголовно-процессуального законодательства, сколько допустили ворвавшиеся в здание сотрудники вышеуказанных ведомств, невозможно себе вообразить. И теперь мы (редакция), на себе испытав, как работают наши правоохранители, не сомневаемся, почему от их действий плачет дагестанский обыватель.
Действия, направленные против «ЧК», должны были проходить в рамках закона, но количество нарушений даёт нам возможность без особых проблем признать обыск, вернее, налёт на нашу редакцию, в суде незаконным.
Мы не будем загружать читателя всей массой допущенных «силовиками» (оставить кавычки!!!) нарушений уголовно-процессуального характера, потому что, во-первых, намерены обжаловать действия правоохранителей, во-вторых, потому, что очень хотим, чтобы они сами читали и изучали законы и прочие нормативно-правовые документы, регламентирующие их деятельность, а не принимали наши квалифицированные оценки их действий за шпаргалки в своей работе.
P. S. Отдельно благодарим журналистов дагестанских изданий, правозащитников и общественных деятелей, пришедших в тот день поддержать «ЧК»: исполнительного директора «Эхо-Москвы. Махачкала» Зубайру Зубайруева, Исалмагомеда Набиева, Светлану Исаеву и Айсарат Умарову («Матери Дагестана»), зампредседателя Экономсовета при президенте РД Михаила Чернышова и др.
- 7 просмотров