К началу XXI века на Кавказе накопились огромные пласты негативной исторической памяти, доставшиеся в наследство от деятельности различных политических режимов.
Это последствия и Кавказской войны, и репрессий, и депортации целых народов, и проблемы, связанные с событиями новейшего времени – с попытками решить возникающие конфликты исключительно силой. Мы так и не избавились от вредного стереотипа, будто «на Кавказе уважают силу».
После развала СССР при потворстве Центра в среде этнических элит, с одной стороны, усилилось влияние криминала (следствие корыстного использования ценностей свободы и демократии), с другой – ослабло нормальное духовное и правовое присутствие России, что имело трагические последствия.
Господство криминала и коррупции и сегодня держит народы Кавказа в состоянии постоянных ползучих конфликтов. Криминалитету и коррупционерам, которые в 90-е годы сомкнулись с властью и вошли во власть, выгодна такая ситуация – ситуация контролируемой «смуты». Это благополучная для них среда, благодаря которой они получили власть и деньги.
Попытки избавиться от Кавказа, «наказать» Кавказ означают разрушение Российской Федерации. Но без учёта состояния этнонациональных факторов, национального самочувствия и духа народов Кавказа невозможно успешно вести политическую и правоохранительную работу в регионе. Но как её вести, если правоохранительные органы России сплошь коррумпированы?!
От бесконечных правонарушений, экстремизма и терроризма страдают все, в том числе гибнут представители силовых и правоохранительных структур. Прежде всего сама власть, правоохранительные органы на Кавказе не соблюдают букву и дух закона. Продаются должности, выкупаются за деньги убийцы, а на следующий день вновь кого-то ловят. Общество не доверяет правоохранительным органам, а правоохранительные органы обдирают граждан-бедолаг.
Правоохранительные органы уже который год демонстрируют свою неспособность установить минимальный порядок в регионе. Дмитрий Козак, казалось бы, разумный, грамотный и достаточно жёсткий человек, но в борьбе с преступностью, коррупцией и криминалом ему ничего не удалось сделать. Думаю, что новому полпреду ЮФО тоже не удастся переломить ситуацию, ибо нет соответствующей заинтересованности в Москве. Федеральный центр скован в своих действиях навязываемой местным чиновничеством «спецификой Кавказа». Ничего специфического, что могло бы помешать исполнению закона страны, на Кавказе нет.
(…) Без беспощадной борьбы с теми, кто, находясь на государственной службе, позорит власть и Российское государство, порядка на Кавказе не будет. Без очищения нескольких слоёв кадров, особенно правоохранительных структур, чего-то созидательного сделать невозможно. Кроме того, нужны конкретные программы действий на Кавказе по обеспечению населения достойной работой, по интеграции региона и развитию его народов. Нужно закладывать традиции более открытого и честного диалога власти и общества с конкретными народами и гражданами региона. Говорим о переходе от социализма к капитализму, а народ загоняется в феодализм. Кавказ заслуживает другого уровня своего социального, духовного и политического статуса.
Кавказу нужна новая модель политики и управления, законности и правопорядка. От решения общих вопросов сохранения территориальной целостности России нужно переходить к решению конкретных проблем жизни народов и граждан. Необходимо подвергнуть тщательной ревизии весь организационно-кадровый и правоохранительный потенциал, который во многом руководствуется правилами «смутных времён» на кавказском направлении. Без чёткой кадровой политики с чёткими критериями подбора и расстановки кадров, без понятной и близкой всем государственной национальной политики, без применения преимуществ федеративной демократии, без коренного улучшения системы защиты прав и свобод граждан, без беспощадной борьбы всего общества с коррупцией и криминалом, без коренного улучшения качества власти и постоянного духовного просвещения населения нам удержать Кавказ от новых конфликтов и потрясений не удастся.
Нужно умело подключить к делу совершенствования общества традиционный духовно-нравственный потенциал народов Кавказа, их этикет, традиции и обычаи. Одно честно сказанное слово, один достойный поступок, особенно если это исходит от федерального, регионального или местного органа власти, его представителя, здесь многого стоит. Когда мы говорим о Кавказе, нельзя забывать, что речь идёт о судьбе наших народов, граждан нашей страны, о судьбе Российского государства. И равнодушие здесь хуже преступления. На вызовы общества надо реагировать вовремя и не доводить их до конфликтов и трагедий. Источник власти в России – многонациональный народ Российской Федерации. Важно, чтобы власть служила народу, а народ – своему государству.
Сказано давно: «Не ищите рая на Евфрате, дайте Кавказу мир – и вы увидите рай...». Убеждён, что это возможно. Для этого надо объединить наши молитвы и деяния.
«Национальный интерес»
1 июня 2008