[ Властелин сетей… ]

В Махачкале 6 марта сразу пять подстанций ОАО «Дагэнерго» подверглись нападениям. В «Дагэнерго» убеждены, что акция нападавших носила спланированный характер и за ней стоят вполне определённые заинтересованные лица.

Всё началось после заявления компании ОАО «МРСК – Северный Кавказ» о намерениях возобновить с 6 марта отключения столицы от электроэнергии за долги. Как только пошли веерные отключения, группы вооружённых людей стали врываться на подстанции, расположенные в черте города: «Компас», «Новая», «Восточная», «Приморская», «ГПП». Они, угрожая работникам подстанций оружием и физической расправой, заставляли включать фидеры. На некоторых подстанциях нападавшие избивали работников (один получил травму головы, а диспетчеру Гулишат Сайпулаевой сломали челюсть), били оконные стёкла, телефонные аппараты, из помещений выводили обслуживающий персонал, где-то установили собственные замки.

На организованный характер нападений указывали следующие признаки. По разным оценкам, на каждую подстанцию врывалась группа людей по 50–70 человек спортивного телосложения с битами в руках. Они подъезжали к подстанциям на дорогих иномарках и знали, как действовать на территории подстанций и что необходимо сделать, чтобы включить отключённые фидеры. Кроме того, нападения осуществлялись только на подстанции «Дагэнерго». По слухам, среди нападавших были замечены работники МУП «Горэлектросети».

Более категорично о причинах нападений и о ситуации, сложившейся с долгами столицы за электроэнергию, говорил прибывший 11 марта в Махачкалу член правления РАО «ЕЭС» Андрей Раппапорт.

Он в составе делегации (заместитель полпреда президента РФ по ЮФО Алексей Кубрин, глава ОАО «МРСК – СК» Магомед Каитов и другие) сообщил, что причиной визита является бандитское нападение и избиение сотрудников «Дагэнерго».

В этот же день президент РД Муху Алиев встретился с гостями и провёл совещание:

«Я полагаю, что конструктивное сотрудничество между РД и РАО «ЕЭС» сохранится. Те события, которые произошли, вызывают негативную реакцию. За эти два года, которые я работаю, наверное, никакие экстремисты-террористы не нанесли такого урона махачкалинцам, как тот, что мы сегодня обсуждаем. Надо же что-то кардинально решать с этими сетями!»

Затем выступил Раппапорт: «Мы, по сути дела, за свой счёт содержим Махачкалу. Мы всё время шли на какие-то компромиссы, и примером тому – подписанное в декабре соглашение о реструктуризации долга. И что мы сегодня видим? Оно полностью сорвано. Это так кто-то слово держит своё? Это просто не по-мужски! В бизнесе так вообще не делается! Чудовищность в том, что люди как раз платят, а мы денег не получаем. И где это всё в чёрной дыре пропадает? Стоит отметить, что тариф в РД самый низкий. Ниже, чем в Чечне. И при этом – задолженность почти годового оборота. Ситуация стала сверхкритической. Я считаю, что бандиты, напавшие на подстанции, должны быть наказаны. Это не жители близлежащего подъезда – это организованные группы. Это вообще какая-то террористическая деятельность… Подписано соглашение. Оно не выполняется. Если оно не выполняется, значит, верить мы больше не можем. Вес слова тоже очень важен... Мы хотели бы понятные предметно-гарантированные действия, лично озвученные и выполняемые не по прошествии месяца, а в ежедневном режиме».

Первый зам мэра Махачкалы Баганд Магомедов как мог старался отстоять точку зрения родной администрации. Он сослался на кризисную ситуацию, которая была зимой, напомнил про «злоумышленные» отключения насосной станции в Кизилюрте и постоянные отключения энергии со стороны «Дагэнерго», которые разбалансировали сети города, предложил сравнить собираемость платежей за энергию, которые осуществлял «ДЭСК» с собираемостью «Энергосбыт-1» (созданная горадминистрацией структура). «В случае неуплаты задолженности по текущим платежам администрация обязуется погасить её частью имущества МУПа “Горэлектросети”», – обнадёжил он гостей. Затем добавил: «Всё, что связано с реструктуризацией долгов, будет оплачено. Но по делам, которые находятся в судах… естественно, когда судебные приставы придут, мы должны будем оплатить. Город за  эти 10 лет 84 раза обращался в правительство РД с просьбой рассматривать Махачкалу как столицу, чтобы какую-то лепту вносила и республика. Своих средств городу не хватает, чтобы развиваться в том темпе, в котором он развивается… Городское собрание приняло решение акционировать наши МУПы, идёт акционирование, и до 1 мая все документы будут готовы.

Также идёт комплексная проверка всех МУПов; когда она закончится, в актах будет указано, насколько правильно они использовали эти средства. Работа городом ведётся. Уже разработаны планы по подготовке города к осенне-зимнему периоду».

Президент РД: «Давайте тему поддержки города правительством не будем эксплуатировать. В 2007 году только на жилищно-коммунальные проблемы было выделено около миллиарда рублей. Мы ещё должны изучить и проверить использование этих денег. На развитие сетей средства надо самим найти. Где источники – вам многократно говорилось. Мы не имеем право давать вам на это деньги. Наоборот, город уже должен давать республике деньги на то, чтобы мы помогали другим городам, потому что весь наш экономический потенциал здесь находится».

Выяснилось, что долг, по которому было достигнуто соглашение (306 млн по реструктуризации и плюс 141 млн по текущим платежам на 25 декабря), столица выплачивать не собирается. Была дана справка о том, что долг уже составляет 604 млн и за два месяца вырос ещё на 91 млн руб.

Магомедов сообщил, что город признаёт 234 млн руб. и текущие платежи. По остальным суммам идёт судебный спор. Такая позиция удивила президента: «Вы вообще понимаете, куда вы себя и нас загоняете?! Получается, что вы считаете, что у вас вообще никаких долгов нет!» Возник вопрос у Алексея Кубрина и о том, для чего Махачкала проводит акционирование сетей: «Это что, даст вам возможность как-то получать деньги? До этого жили без акционирования – и ничего».

Магомедов: «Мы надеемся за счёт продажи акций привлечь средства инвесторов, которыми мы сможем потом расплатиться… Кто они – пока коммерческая тайна».

Это мой бизнес!!!

Раппапорт: «На протяжении всех этих месяцев вы держитесь за эти сети. Почему вы их не отдадите? Зачем вам они нужны?»

Магомедов: «А зачем вам они нужны?»

Раппапорт: «Мне они были не нужны. И, если уж на то пошло, это наш бизнес».

Магомедов: «И наш также».

Раппапорт: «У вас нет бизнеса! Вы отвечаете за то, чтобы людям было хорошо, а я – за сети всей страны. Это мой бизнес, регулируемый государством и всеми органами. А у вас это не бизнес. Вы здесь избраны не для того, чтобы бизнесом заниматься, а чтобы людям обеспечивать хорошие условия проживания».

Магомедов: «Мы хотим сказать, что это достояние махачкалинцев, в этом смысле это наш бизнес».

Раппапорт: «А я их в Москву увожу, что ли?»

Магомедов: «Но хозяин уже другой становится».

Раппапорт: «Хозяином у нас всегда становится профессиональный энергетик».

Магомедов: «Мы такого энергетика и поставим в ближайшее время».

Раппапорт: «Мы ещё посмотрим, как у вас это получится… Давно не видел, чтобы мэрская структура говорила, что она бизнесом занимается. Есть этика бизнеса, которая говорит, что им надо заниматься на СВОИ деньги… А вы занимаетесь бизнесом на МОИ деньги! Занимайтесь на свои, ради бога. Вы второй год паразитируете на наших деньгах. Это ещё без учёта процентов. А если б мы вам проценты накрутили, как и положено? Вы б не только сети, вы б и мэрию давно заложили. Вы продолжаете делать бизнес на моих деньгах и ещё говорите: дайте денег, чтобы мы и дальше его делали. Это с чего это?»

«Предположим, погасили долги. Что с сетями? Мне не понятно это акционирование. Совершенно очевидно, что вы (Махачкала) не в состоянии их содержать. Все сети в России находятся в аренде или у энергетиков, или у других лиц. К примеру, Краснодар. Все сети находятся в аренде у Ризвана Исаева (депутат Госдумы. – Прим. ред.)», – расставил всё по местам президент РД.

Под конец совещания, видимо, устав спорить с представителями столицы, Раппопорт предложил следующее: «Мы ж не дипломатией здесь занимаемся. Вы говорите, что собираетесь погасить задолженность к первому апреля. Хорошо. Гасите. Но с первого апреля мы будем управлять сетями. («Посмотрим, как это у вас получится!» – негромко сказал глава УФАС РФ по РД Курбан Кубасаев.) Это будет не передача собственности, а всего лишь управление. Вы будете разбираться по поводу того, как продавать их, акционировать или нет, а я буду нести ответственность за управление. Согласны?»

Магомедов: «Нет. Я не согласен… Вы от нас хотите взять какое-то слово?»

Раппапорт: «Я хочу, чтобы вы вернулись к выполнению старых слов».

Магомедов: «У меня нет полномочий говорить об этом. Есть глава города, он скажет».

Раппапорт: «Тогда о чём может быть речь? Когда Рамзан (Кадыров. – Прим. ред.) пообещал что-то, он сделал. А здесь, видимо, мужиков нормальных нет!»

…По итогам совещания было решено дать Махачкале ещё один шанс. На этот раз – последний…

 

 

Номер газеты