Чёрная икра – один из неофициальных символов России – в наши же дни рискует надолго исчезнуть не только с праздничных столов россиян, но и из списка товарных позиций российского экспорта
Такая перспектива вызвана достаточно тривиальными обстоятельствами: чудовищным сокращением популяции осетровых рыб в Каспийском море, где и сосредоточено порядка 90 % мировых запасов рыб осетровых пород. Легальный промысел в России фактически сошёл на нет. А браконьерский, наоборот, расцвёл.
Взять под контроль ситуацию на Каспии никому, кроме Ирана, так и не удалось. В Иране установлена жёсткая государственная монополия на вылов осетровых рыб. Браконьерство же карается весьма сурово – вплоть до смертной казни. А в секторах других прикаспийских государств ведётся в основном хищнический вылов рыбы. В 1990-х годах в Казахстане власти прикаспийских регионов этой республики сквозь пальцы смотрели на то, что целые селения живут исключительно браконьерским промыслом осетровых. В Азербайджане ситуация несколько лучше, но не столько в силу большего царящего здесь порядка, сколько из-за нефтяной промышленности Каспия. Но азербайджанские браконьеры тем не менее умеют урвать своё, действуя в секторах других прикаспийских стран. Сведений о браконьерстве в Туркмении ничтожно мало в силу закрытости этого государства.
В России же, к сожалению, браконьерство расцвело пышным цветом и в Дагестане, и в Калмыкии, и в Астраханской области. Показные рейды рыбоохраны на Каспии мало влияют на браконьеров. Только в Дагестане, по данным МВД, насчитывается более 500 браконьерских бригад.
Аждар Куртов, ИАИ «Столетие» (Россия)
28 августа 2007
]§[- 4 просмотра