[ Люди Путина ]

Когда Путина вытащили из неизвестности и сделали сначала премьер-министром Бориса Ельцина, а затем его преемником на посту президента России, мало кто на Западе слышал об этом бывшем офицере КГБ, который некоторое время возглавлял ФСБ, пришедшую на смену КГБ в постсоветское время.

За два президентских срока Путина люди из ФСБ и родственных организаций взяли под свой контроль правительство, экономику и силовые структуры. Трое из четырёх высокопоставленных российских чиновников пришли во власть из КГБ или других ведомств системы безопасности и вооружённых сил. Но амбиции силовиков направлены не в то русло. Нет, в стремлении видеть Россию сильной нет ничего противозаконного. Однако ошибка заключается в том, что они подразумевают под этой силой и как они этого добиваются...

Самая крупная ошибка заключается в неверном представлении о политическом будущем России. Силовики доказали, что могут раздавить оппозицию, подкупить суды и сохранить свою власть. Но, как и при любом другом автократическом режиме, они с крайней тревогой думают о своём будущем. Популярность Путина вряд ли автоматически перейдёт к его избраннику и преемнику. А если говорить в более общем плане, то простые россияне по мере роста их благосостояния могут разочароваться в своих нынешних хозяевах, особенно когда они увидят, что те воруют и плохо управляют экономикой.

У России масса серьёзнейших проблем: преступность, плохая инфраструктура, сепаратизм и хаос на Северном Кавказе, страшные нарушения прав человека и грядущая демографическая катастрофа. Чтобы нейтрализовать эти беды, новая элита может прибегнуть к ещё более диким формам национализма. А такой национализм способен легко превратиться в монстра, управлять которым будут не в состоянии даже его создатели.

Редакционный комментарий, «The Economist» (Великобритания)

24 августа 2007

]§[
Номер газеты