[ Будем действовать законными методами ]

Привлечение инвестиций в рекреационную зону дагестанского побережья Каспийского моря, создание здесь современной туристической инфраструктуры – одна из приоритетных задач, стоящих перед руководством Дагестана. В текущем году дан толчок реализации двух крупномасштабных проектов на берегу Каспия – строительство туристско-рекреационных комплексов «Лазурный берег» и «Немецкая деревня». Однако исполнение подобных проектов в республике, куда инвесторы вкладывают немалые деньги, может столкнуться с проблемой, которая накапливалась на протяжении многих лет, – правовой статус прибрежных земель. Кто должен распоряжаться землями на побережье, можно ли их приобретать в собственность, что делать с самовольными застройками – на эти и другие вопросы «Черновику» отвечает министр имущественных и земельных отношений РД Михаил Гашимов.

Статус кво

– Ваше министерство является ключевым в области имущественных и земельных отношений. Нас интересуют вопросы, связанные с побережьем Каспийского моря: что удалось достичь и с какими трудностями вы встречаетесь?

– Побережье Каспийского моря – сегодня особая тема. Тема, связанная как с экономикой республики через инвестиции и развитие туризма и отдыха граждан, так и с проблемами в его освоении. В последнее время данный вопрос будоражит людей. Проблемы заключаются в том, что строительство различных объектов на побережье Каспийского моря в нарушение закона осуществлялось в основном по решениям органов местного самоуправления, лесных конкурсов, были и случаи самозахвата земли.

Основными документами для правоохранительных и судебных органов является постановление Совмина РСФСР № 105 от 1977 года и правительства РФ № 494 от 1993 года, которыми побережье от Махачкалы до границ с Республикой Азербайджан отнесено к курортной зоне республиканского значения и установлены санитарно-охранные зоны.

На основании этих документов некоторые структуры относят побережье моря к федеральным землям. По поручению президента РД Муху Алиева в настоящее время идёт работа над урегулированием их статуса, целевого использования, устранением имеющихся нарушений, выявленных в ходе последних проверок.

– Одна из самых обсуждаемых в республике тем – что будет с берегом, когда, наконец, будет определён статус побережных земель?

– Если будет порядок, выделение земельных участков будет осуществляться на законных основаниях для целевого использования, будет отдача в бюджет.

На сегодняшний день нами проведена инвентаризация этих земель по всему берегу, начиная от реки Сулак до границы с Азербайджаном, включая новолакские земли. Всего был выявлен 541 землепользователь. Около 190 из них имеют на руках постановления правительства РД, у многих имеются решения глав местных администраций, есть самовольщики, на отдельных территориях проведены лесные конкурсы.

Сейчас разбираемся и по северной части побережья, и по южной – от Махачкалы до границы с Азербайджаном. Делать однозначные выводы пока рано. По этим вопросам будет принято особое решение.

Север + юг = ?

– Почему побережье РД оказалось поделено на две части?

– Имеются в виду земли побережья севернее и южнее Махачкалы?

В своё время запутали правовое регулирование земель, и никому это не нужно было. С середины 90-х годов, когда началась хаотичная застройка, которая обрела массовый характер, начали с этим разбираться.

Здесь нужно проявить принципиальность, терпение, тогда всё удастся. Многое уже делается.

Сейчас по северным землям Махачкалы идут разбирательства в суде. Земли побережья, расположенные к северу от столицы Дагестана, территориально относятся к Махачкале, но управлять и распоряжаться этими землями должно правительство Республики Дагестан, так как они являются особо охраняемыми территориями и объектами, имеющими рекреационное значение.

С такой точкой зрения, если я не ошибаюсь, не согласен комитет правительства РД по лесному хозяйству. Следовательно, земли, которые в соответствии с Лесным кодексом входят в границы городских округов, не должны быть лесным фондом.

В принципе с этой позицией согласны юристы, земельщики, и надеемся, в ближайшее время с принадлежностью земель севернее Махачкалы определятся в пользу республики.

– По южным прибрежным землям вообще запутанная история…

– Нам пытаются доказать, что в отношении приморских земель южнее Махачкалы действует федеральная собственность на землю, ссылаясь на постановление, принятое 30 лет назад. Что получается? Мы не можем сегодня проводить полноценную инвентаризацию этого берега, выявив, кто там находится, заключить с ними договоры аренды, взять их на учёт, оформить их права и наладить с ними правоотношения.

Владелец земельного участка обязан иметь правоустанавливающие документы на землю, на здание и зарегистрированные права в Регистрационной палате.

Сейчас все имеющиеся у них документы сомнительные, над которыми нужно будет долго и нудно работать.

– А как быть с распоряжениями правительства РД?

– Распоряжения правительства РД мы считаем законными, в отличие от других решений, выданных органами местного самоуправления, лесными конкурсами. Хотя и были постановления правительства РСФСР от 1977 и 1993 годов, но ни одно решение о выделении земельного участка на берегу Каспийского моря на уровне правительства РСФСР или России не принято, следовательно, решения принимались Советом Министров ДАССР или правительством Республики Дагестан. Эти нормативно-правовые акты необходимо отменить, или они должны действовать.

В принципе постановление правительства РСФСР от 1977 года – не работающий, «мертвый документ», он вредит республике, людям и России. Так как республика не может распоряжаться этими землями, она не может привлечь инвесторов, оформить застройщика для сбора налогов, и соответствующими федеральными органами тоже ничего не делается.

Сегодня по южным землям подготовлен соответствующий пакет документов, согласованный с министерствами и ведомствами на уровне РФ, Муху Гимбатович взял данный вопрос на особый контроль до окончательного исполнения процедуры отмены названного постановления. Кстати, недавно Дмитрий Козак проводил совещание, по результатам которого в протоколе имеется ходатайство об отмене тех постановлений и предоставление Дагестану возможности распоряжаться прибрежными землями.

– Что будет с теми, кто различными путями приобрёл участки на побережье?

– Если кто-то нарушает закон, это не означает, что мы должны взять шашку и идти восстанавливать право. Мы не должны нарушать закон ради того, чтобы восстанавливать нарушенный закон. Будем действовать законными методами.

Есть два варианта разрешения данной проблемы. Так, например, те, которые незаконно получили участки на берегу, могут добровольно отказаться от них, вернув их государству, как недобросовестные приобретатели. Другой вариант – надо возвращать их в судебном порядке.

Иной формы разрешения споров такого характера законом не предусмотрено.

Надо разобраться с землями, которые выделялись муниципальными образованиями, на каком правовом основании это делалось. Они не имели права это делать. Надо разобраться и с лесными конкурсами. Лесной конкурс на землях рекреационного значения проводится для выделения участков под культурно-оздоровительные и спортивные цели.

Надо разобраться с самозахватчиками. С последним проблем особых нет, тут может быть однозначное решение – снос. Поэтому самовольщикам предлагаем не строить.

Но наши люди этого не понимают.

– А если человек скажет: «я купил этот участок, это моя собственность»?

– У нас сейчас как получается? Кому-то выделяют территорию, он её делит и продает другим. Это незаконно. Приведу вам пример. Допустим, мне мошенническим путём продали квартиру. Я продаю эту квартиру вам. Вы добросовестный приобретатель, потому что квартира является объектом продажи.

С землёй на побережье Каспийского моря другой случай, так как изначально её нельзя было продавать. Мы можем отдать эти земли только в аренду сроком до 49 лет. Так как законом Республики Дагестан «О земле» частная собственность на земли сельскохозяйственного и рекреационного назначения не допускается.

Процесс пошёл

– Допустим, вам удаётся добиться того, что всеми прибрежными землями в республике станет распоряжаться правительство РД. Как будут в дальнейшем выделяться земли?

– Исключительно распоряжениями правительства РД и только в аренду. Тогда можно говорить и о сборе всех налогов, которые сейчас мало кто платит. С теми, кто раньше приобрёл согласно земельному законодательству и использует их по назначению, тоже будут заключены договоры аренды земель.

Нас не устраивает и крайне низкая кадастровая оценка прибрежных земель. А ведь именно на основании кадастровой оценки формируется налог на землю и базовый размер арендной платы.

– Откуда растут ноги у этого шума вокруг побережья: республика начала «чистить» берег для каких-то конкретных целей или чтобы привести всё в законное русло?

– С одной стороны, необходимо навести там порядок, чтобы привести в законное русло, с другой – эти земли надо использовать по назначению: для курортного, санаторного и рекреационного использования. Там должны быть курортные, спортивные, оздоровительные комплексы. Для этого существуют рекреационные земли, а не для строительства частных коттеджей и особняков.

Ещё раз повторяю: надо работать в рамках закона. За короткое время невозможно ничего сделать. Нужна последовательность, терпение и принципиальность, нужно время восстановить нарушенное десятилетиями. Хотя бы для того, чтобы люди психологически осознали, что времена уже не те. Ведь человек, взявший участок на берегу, ни по какому закону не согласится его вернуть, так как он думает, что он прав. Но этому человеку придётся вернуться в законное русло решения своей проблемы.

Посмотрите: за этот год нет ни одного решения правительства о выделении земель на побережье. Позитивный процесс набирает обороты.

Министерство имущественных и земельных отношений РД осуществляет учёт и следит за эффективным использованием этих земель. Вместе с тем государственный контроль за соблюдением земельного законодательства осуществляет управление «Роснедвижимость» по РД, надзор – прокуратура. Кроме них на этих землях органами местного самоуправления должен осуществляться и муниципальный контроль.

О роли милиции в пресечении этих нарушений я уже не говорю. Хотя работаем во взаимодействии со всеми структурами, но до конца искоренить нарушения не получается.

Думаю, у людей уже другое понимание, чем год назад. Если принципиально продолжить эту работу, то результат будет. ]§[

Номер газеты