[ "Хотим навести порядок" ]

За любыми шагами органов власти можно проследить только тогда, когда её действия прозрачны. Прошло время, когда в тесных кухнях народ шёпотом спорил о политике. Теперь эмоции выплёскиваются на городские улицы и площади в попытке донести свою правду до президента. Без купюр на наши вопросы отвечает человек, который осведомлён обо всём, что происходит в дагестанской политике и экономике, - начальник Контрольно-финансового управления Администрации президента РД Абдулхабир Акилов. - На чём базируется нынешнее состояние экономики Дагестана, на какие рынки сбыта она ориентируется? Проводились ли объективные маркетинговые исследования по данному вопросу? - Маркетинговые исследования - это основа основ. Раньше плановая экономика работала на склад. Сейчас начинать надо именно с таких исследований. Причём начиная с рынка обычного дагестанского района. К примеру, там может выращиваться скоропортящаяся продукция, которую можно реализовать только здесь. Следует изучать рынок республики, России и мировой рынок. Я профессиональный экономист, и для меня непонятно, почему наша лёгкая промышленность развалена. В Дагестане, как и во всей стране, пользуется спросом китайская продукция, которая с успехом реализуется, несмотря на огромные транспортные расходы. Почему? Нет таких исследований.

- Известный экономист Джон Кейнс отвечал, когда его спрашивали о том, что ожидает мир в будущем: "Да что вы с глупостями пристаёте о том, что будет в следующие 50 лет? Давайте разберёмся сегодня с сегодняшними делами". Нужно ли планировать республиканскую экономику на годы вперёд или действительно следует разобраться в том, что происходит сейчас?В свете этого актуальна ли нынешняя программа социально-экономического развития РД до 2010 года, учитывает ли она реалии сегодняшнего дня?

- Естественно, программа будет пересматриваться с учётом реалий сегодняшнего дня. Приведу такой пример. Вы, наверное, знаете, был такой экономист Василий Леонтьев, нобелевский лауреат. В 1978 году по поручению ООН он разрабатывал прогноз развития мировой экономики до 2000 года. И что? Практически ничего не оправдалось. Хотя были подключены лучшие умы мира, но никто не предполагал распада СССР и других катаклизмов.

Поэтому мы в данное время применяем ситуационный подход. Есть ситуация сегодня, есть кричащие проблемы - их надо решать. В первую очередь следует победить коррупцию во всех эшелонах власти. С этим злом надо беспощадно бороться.

Моё мнение таково: когда я стану брать взятки, то стану дальтоником жизни. Дальтоник различает только белый и чёрный цвета. И я стану различать тех, которые дают и которые не дают.

Когда после избрания президента РД начала формироваться администрация и другие структуры, Муху Гимбатович собрал нас и, глядя в глаза, сказал: "Я вам должности не продавал, вы эти должности не купили, я подобрал вас по профессиональным качест-вам - будьте добры работайте. Не будете работать - этим же указом сниму". - Говоря об экономическом потенциале Дагестана, упоминают в первую очередь гидроэнергетику, сельское хозяйство в общем и виноградарство и виноделие в частности, где-то говорят о перспективах туризма. Вы определили для себя приоритетные направления развития республики?

- Чтобы определить приоритетные направления, надо учитывать несколько факторов. Во-первых, рынок изучать, есть ли спрос на эту продукцию. Я помню, в своё время, когда создавалось предприятие "Адам Интернешнл", говорили: будем дублёнки, куртки делать. И где их дублёнки?

Для этого надо на перспективу изучать рынок, а не на сегодняшний день.

Возьмите виноградарство. Куда девать виноград, если его некуда сбывать? Или изучайте рынок по винам. Дагестанские вина сейчас не пользуются спросом. Что сейчас пока пользуется спросом - это марочные коньяки. А по винам мы не можем конкурировать с западными странами. Сейчас вступим в ВТО - хлынет их продукция, и ничего от наших вин не останется. - На мой взгляд, экономика Дагестана к вступлению в ВТО совсем не готова, так как у нас нет высокотехнологичных товаров и производств. Уже сейчас идёт экспансия со стороны зарубежных сельхозпроизводителей. Теперь что, ждать развала сельского хозяйства?

- А что, у нас есть сельское хозяйство? Есть личные подсобные хозяйства, которые производят 80 % продукции, и все гордятся этим. Это тупиковая ситуация. В США, если за фермерами закреплено менее 25 га земли, хозяйство становится неперспективным. А у нас 5 соток имеют - и все гордятся. Такое ведение хозяйства - это вчерашний день. В прошлом году в Дагестане был невиданный урожай яблок. И сколько их сгнило? А мы кричим: давайте развивать садоводство! Прежде чем развивать садоводство, создайте нормальные агропромышленные комплексы, которые могли бы обслуживать сельхозпроизводителей.

Вот здесь государство должно заниматься изучением рынка, подсказать крестьянину, предпринимателю, что вот эта продукция завтра будет пользоваться спросом и эту продукцию надо производить и стимулировать её производство. Игра по правилам

- Не секрет, что дагестанская экономика сейчас находится в фазе стагнации. Вмешательство государства всегда развращает экономику. Так в чём же должна заключаться роль государства в регулировании экономики?

- Государство должно изучать спрос, подсказать, какую производить продукцию, определять приоритеты развития. Кроме того, за ним остаются функции определения налоговых льгот, погашение процентных ставок по кредитам, предоставление гарантий... да тысячи возможностей есть! Государство именно этим должно заниматься, а не вмешиваться в бизнес.

Возьмите футбол. Там играют по определённым правилам. Судья не вмешивается, он лишь смотрит, соблюдаются эти правила или нет. Государство тогда должно вмешиваться, когда есть недобросовестная конкуренция. В США нормальная экономика начала развиваться после того, как в начале ХХ века был принят антитрестовский закон. Конкурировать должны умы, конкурировать должен производитель. Основа всего нормального рынка - это конкуренция. - Дагестан - дотационная республика. Мы уже привыкли к постоянной помощи "федералов". Но такие "подачки", на мой взгляд, развращают и не вызывают особого желания работать…

- Моя позиция такова: если мы хотим быть состоятельными людьми, в первую очередь надо научиться жить экономно. Я могу заработать миллион долларов в месяц, но истратить полтора миллиона. И в долгах жить. Основа процветания любой страны - умение экономно расходовать деньги. Есть фундаментальный принцип экономики, который действует и на семейно-бытовом, и на мировом уровне. Это, прежде всего, жить по средствам. А мы, имея дотационный бюджет, транжирим деньги налево и направо. Спросите у любого главы администрации, какой у вас налоговый потенциал, какие собственные доходы, - здесь уже ответа нет.

Но чтобы узнать, кто выше и кто ниже рос-том, надо всех выстроить в один ряд и чтобы была ровная площадка. Если площадка неровная, нельзя определить, кто выше и ниже. Так и чтобы определить, кто хорошо и плохо работает, должен быть определён налоговый потенциал, то есть сколько налогов можно собрать в данном районе, и потом требовать: у вас потенциал такой-то - собирайте.

Поэтому первейшая задача, которая стоит перед нами, - определить налоговый потенциал каждого муниципального образования.

Вы правильно говорите: когда человек привыкает к дармовым деньгам, у него нет стимула работать. Тот человек, который работает, должен лучше жить. Для развития нормальной экономики надо предпринять следующее: создать условия для тех, кто хочет работать, и обеспечить их достойной зарплатой; для предпринимателей - обеспечить нормальные условия для развития бизнеса; предоставить малообеспеченным слоям населения все социальные условия, гарантированные Конституцией.

На основе этого должен быть сформирован средний класс. Если врач, учитель не получают достойную зарплату и не относятся к среднему классу, стабильного и нормально развивающегося общества у нас не будет. - К дармовым деньгам привыкли более всего чиновники, через которых проходят финансовые потоки. Как теперь изменить их сознание, что придётся самим зарабатывать?

- У многих чиновников такое представление: народ - наш слуга. А должно быть наоборот. Мы, чиновники, живём на народные деньги. Сейчас, в соответствии с проводимой административной реформой, разработаны 137 показателей эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Во главу угла поставлен социальный блок, начиная со здравоохранения. По этим показателям будет оцениваться работа каждого субъекта РФ и высшего должностного лица субъекта. Мы хотим эти показатели с учётом особенностей муниципальных образований применить для органов местного самоуправления. Тогда мы тоже сможем оценить работу глав администраций районов, городов, поселений. Кадровый голод

- Грянет ли вторая волна сокращения и укрупнения министерств и ведомств? В чём суть проводимой президентом РД административной реформы?

- Реформы не проводятся в один миг. Сейчас в соответствии с поручением президента РД проводится анализ деятельности министерств, их эффективности. Всем республиканским органам исполнительной власти мы направили макет паспорта функции, который они должны заполнить по каждой функции, реализуемой ими. Они должны будут защищать эти функции, объяснять, почему эти полномочия за ними закреплены. Мы всех предупредили: постановления правительства и приказы министра не являются основой для закрепления полномочий. Должен быть указ президента, что эти полномочия на них возложены.

После этого будем приглашать министерства защищать свои полномочия. Потом и будет решаться вопрос о сокращении ненужных министерств. Если нет эффективных структур государства, никакой речи об эффективности экономики не может быть. Сейчас, когда в республике переходный период, обязательно нужно жёсткое регулирование экономики.

Есть законодательный орган, есть законы, есть исполнительные органы, которые в соответствии с законом должны всё исполнять. Такие подходы должны быть главенствующими.

Другая составляющая административной реформы - это прозрачность. Публичная власть должна быть публичной. Мы не бизнесмены, коммерцией не занимаемся. Народ должен знать, чем мы дышим. Так должно быть. Есть дорога развития мировой цивилизации, и мы должны по этому пути идти. - А кто нас поведёт? Судя по очередным и наверняка не последним перестановкам в правительстве, Муху Алиев испытывает своеобразный "кадровый голод"…

- Кадровый голод, конечно, есть. На это есть свои причины. Экономист Мэдисон провёл в своё время анализ, почему одни страны хорошо развиваются, другие остаются на том же уровне, хотя во всех них развиты рыночные отношения. Основная причина - так называемая институциональная экономика. Это менталитет, обычаи и традиции народа. Пример: все знают, что человек взяточник, мафиози, - но он в почёте. Может, в душе мы его и презираем, но он решает наши вопросы, он - "авторитет". То есть осуждения коррупции в нашем обществе нет. Менталитет такой у нас.

Как можно навести порядок, когда мышление народа работает в другую сторону? Я как на свою должность пришёл, у меня основная проблема возникла не в том, чтобы профессиональные задачи решать, а разбираться с проблемами посетителей - родственников, знакомых, которые приходят и просят у меня незаконные вещи. Когда их самих закон задевает, он им не нужен. Им нужен закон по отношению к другим. То есть уважения, почитания к закону нет.

Нужна сильнейшая идеологическая обработка, чтобы сознание поменять у людей. Иначе ничего не получится. Сейчас даже подбирать министра - проблема. Должна быть интеллектуальная база. Что творится в вузах, вы знаете. Мы сейчас по поручению президента формируем кадровый резерв для государственной службы. При этом необходимо уже со студенческой скамьи, даже со школьной парты, следить за перспективной молодёжью, чтобы вырастить новые кадры. Но для этого же время надо.

Вот я преподавал в ДГУ на экономическом факультете. Подходит ко мне замдекана и говорит: это хороший спортсмен, пятикурсник - надо ему на экзамене помочь. Я говорю: нет проблем, хоть он не посещал занятия, если элементарные вещи знает. Сидит передо мной без пяти минут экономист. Я спрашиваю: "Что такое бюджетный дефицит?" Вверх смотрел, налево, направо и говорит: "Когда чего-то на базаре не хватает". Я сказал тогда: даже если мой покойный отец придёт, я оценку не поставлю, - и отправил его. И сколько у нас таких "экономистов"?

Вот так у нас кадры формировались, если их можно так назвать. Теперь где их взять? Идёт невиданное давление, лоббирование - очень трудно работать. Искренне хотим навести порядок, но как быть? Кто не справляется, хочу уволить, приходят, говорят, у нас семья, дети. Ну и что, у меня здесь собес, что ли? Я в своё управление только на конкурсной основе подбираю людей. Допустим, я вас взял за взятку на работу, вы кого-то очередного за деньги привели, и кто с кого будет спрашивать? - Выходит, что новые "назначенцы" - не гарантия того, что они пришли надолго?

- Кто может давать гарантии? Выхода другого нет. Вот упрекают, что команды нет у Муху Гимбатовича. А что значит команда? Вот, к примеру, ко мне приходят и говорят: "У нас есть вооружённые люди, есть финансы". Финансы откуда, понятно - ворованые. Тогда давайте по старому принципу будем кадры подбирать. И что это за команда будет? Была бы развитая партийная система, было бы ясно: по партийному признаку предложили бы программу, пришли цивилизованным путём к власти и сформировали кабинет. У нас такой системы нет. Остаётся один критерий - профессионализм. По этому принципу президент старается формировать команду. Шаг вперёд

- Экономист Джон Стюарт Миль ещё в середине XIX века на вопрос: что делать странам Европы для того, чтобы стать передовыми? - перечислил следующие факторы: защищать права собственности и не давить предпринимателя в любой форме; развивать интеллектуальный потенциал нации, то есть образование, и третий фактор - завозить иностранные технологии и ремёсла. Как вы себе представляете глобальный вектор экономического развития Дагестана, с чем связываете будущее республики?

- Главная задача, которую выдвигает президент республики, - повышение жизненного уровня народа. Пусть будет полшага, шаг вперёд, но чтобы жизненный уровень населения действительно поднимался. Для этого что надо делать? У нас один из самых высоких показателей безработицы. В развитых странах 80-90 % составляет наёмный труд, бизнесменов мало. Поэтому для человека надо создавать нормальные условия для работы. И платить нормальную зарплату. Человек работающий и при этом бедный - это феномен России. Человек, который работает, должен нормально зарабатывать. Чтобы была нормальная зарплата, должна быть хорошая организация труда. Основа основ - это организация работы, производительность труда. В тех странах, где хорошо живут, производительность труда очень высокая. Я провёл анализ: от России мы отстаём по производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве в 2-3 раза, Россия от развитых стран отстаёт в 6-10 раз.

Необходимо развивать крупное производство. Мы зациклились на мелком бизнесе. Приводят зарубежные цифры: 50-60 % валовой продукции производит малый бизнес. Но там разумное сочетание крупных, средних и малых предприятий. Какие крупные предприятия есть в Дагестане? - Имеется много выходцев из Дагестана, которые вкладывают средства в экономику других регионов. Пример - братья Ризван и Шамиль Исаевы, вложившие вместе с инвесторами в проект застройки жилого района "Немецкая деревня "Екатерина Великая" в Краснодаре 300 млн евро. Но до сих пор не удалось начать процесс широкомасштабного привлечения инвестиций в Дагестан. С чем это связано, кто тормозит процесс?

- Это один из больных для нас вопросов. Хочу сказать, что по этому поводу у федерального центра нет целенаправленного подхода. У нас депрессивный регион. Мы сами себя вытаскивать из болота не можем. Должна быть чёткая политика федерального центра по поддержке отстающих регионов. По уровню инвестиций на душу населения Дагестан занимает одно из последних мест. Без инвестиций как экономику можно развивать?

Объявили конкурс по созданию свободных экономических зон - выигрывают развитые Татарстан и Башкирия. Подавали заявку на конкурс по созданию туристическо-рекреационной зоны

- выделяют средства Краснодарскому и Ставропольскому краям. Говорят, у нас нет экологических, других условий, тысячу причин находят.

Должно быть понимание федерального центра. В конце концов, не давайте нам денег, а привлекайте инвесторов. Даже на уровне ЮФО не может быть одинакового подхода потому, что из 13 субъектов 82 % налогового потенциала сосредоточено в четырёх.

Дагестанцев, которые проживают за пределами РД, мы приглашаем. Но, наверное, нужен какой-то период времени, чтобы они пришли. Мы любые условия готовы создавать, но не всё так просто получается. - То есть с каждым отдельно взятым инвестором вы готовы обсуждать конкретные предложения?

- Конечно! Вот вы лично приведите любого инвестора - будем говорить на любые темы. Мы обеими руками за нормальных инвесторов. - Муху Алиев после возвращения из Китая заявил, что наши чиновники не в полной мере реализуют инвестиционный потенциал. Что имел в виду президент?

- Из-за того что в инвестиционных программах творится полный, не побоюсь этого слова, бардак, отложили принятие бюджета на декабрь. А это первый бюджет, который формируется при новом президенте. Сейчас что происходит? Какой-то чиновник сидит и решает: этот объект включить, этот - нет. А кто он такой, чтобы решать? Должны быть чёткие критерии.

Инвестиционные программы разрабатывают не так, как положено, стараются лоббировать свои интересы. Им говорят: вот так делайте, - они всё равно делают по-своему. Хотя сам президент говорит!

Без инвестиций нет развития экономики. Поэтому Минэкономики РД должно заниматься прежде всего привлечением инвестиций в республику, созданием в Дагестане инвестиционно привлекательного климата, сопровождать эти инвестиции и инвесторов вплоть до сдачи объекта, чтобы не занимались поборами, не ставили административные препоны. Вот такое должно быть отношение к инвестору. - Вы по натуре оптимист или нет? Не жалеете, что согласились работать в Администрации президента РД?

- Иногда бывает отчаянное положение, когда видишь, какой поток на тебя идёт. Чувствуется беспомощность от такой нагрузки и перенапряжения. Каждый день президент уходит домой в 10-11 часов вечера; выходных у нас не бывает.

Есть выражение: "Величайшая победа - это победа над собой". Признаюсь, мне тоже приносят взятки. Я выгоняю таких людей из своего кабинета. Чтобы у нас было нормальное общество, надо создать нетерпимые условия для взяточников и нормальные для честных людей. Если народ не будет в этом участвовать, то наступит тупиковая ситуация.

У нас ещё много проблем. Сразу всё решать очень трудно, всех против себя настраивать. Если будем сразу жёстко вводить закон и порядок, большинство будет недовольно. Многие занимаются бизнесом, не платят налоги, числятся официально безработными, а живут в хоромах. Попробуйте их привлечь, чтобы налоги платили! Обыватель как рассуждает: вдруг, допустим, наведут порядок в учебных заведениях - а моё чадо не сможет пройти по конкурсу. Меня устраивает: даю деньги - ребёнок поступает в институт. Такая у большинства людей психология. В Италии в 90-х годах провели операцию "чистые руки". Всё завершилось успешно, потому что народ на каком-то этапе понял и поддержал руководство страны. А без поддержки народа никто ничего не сделает.

]§[
Номер газеты