[ В четверг, 16 ноября, в актовом зале исторического факультета ДГУ состоялась международная конференция по вопросам истории Востока и Кавказа ]

В четверг, 16 ноября, в актовом зале исторического факультета ДГУ состоялась международная конференция по вопросам истории Востока и Кавказа.

В числе гостей представительная делегация прибыла из Азербайджана во главе с известным историком Тофиком Мустафазаде. Конференция проводилась под руководством декана истфака ДГУ профессора Башира Булатова. Основным моментом конференции стали споры между дагестанскими и азербайджанскими (на сторону которых встали и дагестанские учёные-азербайджанцы Таги и Гусейн Тагизаде и т. д.) историками. Слушая доклад молодого перспективного учёного-дагестанца Зураба Гаджиева, который говорил об освободительных войнах ХVI–ХVII вв., Мустафазаде вскочил с возмущением: «Какие ещё народы Ширвана? Что это за народы?» Внук известного лакского историка Владилена Гаджиева осадил своего коллегу: «Лезгиноязычные, конечно». «Какие там могут быть лезгины! Может, 5–6 человек, но не более. Народом Ширвана были азербайджанцы». Тут уже не выдержали нервы у «старейшего «садвалиста», основателя организации ЛАР (Лезгинская Автономная Республика, существовала в 1960-х гг.) Назима Гаджиева. «Арабский энциклопедист Якут Хамави в ХIII веке писал: «Ранее Ширван лекзов теперь заселён, как саранчой, туркменами-сельджуками. Разве это вам не аргумент?» – заявил он. Вторым до докладчика «докопался» дагестанский азербайджанец – историк из ДГПУ Ханмагомед Ханмагомедов. «Какой национальности был Мухаммед Рафи, живший в ХIV веке?» – спросил он. Не дожидаясь ответа, сам же открыл собравшимся большую тайну: оказывается, он был азербайджанцем, и более того, сам Ханмагомедов лично знаком с его потомком, живущим в Шемахе. Тут опять встал «садвалист»: «Мамеды у азербайджанцев есть, а Мухаммедов я что-то не видел. Да и такая нация, как азербайджанцы, появилась в начале ХХ века», – возразил он. Учитывая, что известный азербайджанский клан Курбановых в книге про свою семью назвал себя потомками пророка Мухаммада (с. т. гI. в.) в 40-м колене, тут вряд ли чему-то стоит удивляться.

Выступление самого Мустафазаде больше походило на политическое выступление на митинге в Баку, чем на исторический доклад. Он накинулся на Армению и Иран, который, по его словам, угнетает проживающий там 30-миллионный азербайджанский народ. Возражая ему, преподаватель ДГУ историк Тимур Айтберов заметил: «Вы жалуетесь, что вас ущемляют в Иране, хотя у вас там имеются национальные школы, радиопередачи и т. д., почему же тогда в Азербайджане ничего этого не имеют коренные дагестанцы?» В перерыве между выступлениями Мустафазаде читал монологи о том, что Дербент является неотделимой частью Азербайджана и об исторической несправедливости, из-за которой он оказался в составе Дагестана. Выступившие далее историки Равшан Киласов и Ханмагомедов (оба терекемейцы с севера Дербентского района) в своих докладах выразили своё несогласие с позицией дагестанского учёного-этнографа кумычки Сакинат Гаджиевой, в своей монографии «Дагестанские терекеменцы» обособившей терекеменцев от азербайджанцев как самостоятельный этнос, имеющий много общего с кумыками и даргинцами. Первый закончил свой доклад фразой: «Я не терекемеец, а азербайджанец!» Второй обнаружил, что вся топонимика Дагестана сплошь и рядом состоит из тюркских (азербайджанских) терминов. Акушу он превратил в Уш-Куджу и объявил азербайджанской, попутно захватив и соседнее даргинское Муги как «исторически азербайджанское село». В конце конференции выступил-таки сам Назим Гаджиев. Во-первых, он подверг серьёзной критике само искусственное применение иранского термина Азербайджан по отношению к «кавказским татарам», как их называли до конца 1920-х годов. Далее Гаджиев отметил «пришлость» тюркского элемента на территорию современного Азербайджана, на которой до них проживали дагестанцы (север), талыши (юг), таты (восток, в т. ч. Баку), армяне (запад). В конце он обрушился с критикой на Ханмагомедова, «посягнувшего» на даргинские селения Акушинского района. «Акуша – древнее даргинское село, как и соседние селения Усиша, Леваши и т. д. «Окончание -ши или -ша означает на даргинском языке «селение», – заключил дагестанец. ]§[

Номер газеты