[ видео ]

[Рассекая волны] Режиссёр: Ларс Фон Триер Страна: Дания, Швеция, Франция, Финляндия В ролях: Эмили Уотсон,Стеллан Скарсгард и др. Жанр: драма Год: 1996 Для того чтобы написать глубокую и лаконичную рецензию на этот фильм, достаточно одного слова: гениально. Но для убедительности добавлю ещё несколько предложений.

«Рассекая волны» – своеобразное житие современных святых. Странная девушка по имени Бесс выходит замуж за простого работника буровой по имени Ян в небольшом городке в Шотландии, жители которого исповедуют ортодоксальный протестантизм и живут общинами. Бесс и Ян любят друг друга. Причём Бесс любит настолько, что даже две недели без него превращаются для неё в муку. Она целыми днями разговаривает с Богом, и ей кажется, что он отвечает ей. Бесс просит Всевышнего вернуть любимого домой, и когда тот неожиданно возвращается домой парализованным, ей начинает казаться, что виновата во всём именно она. Цепь случайных, а может, и неслучайных совпадений, да и сам муж уверяют Бесс в том, что именно в её руках – дело спасения Яна, хотя врачи не оставляют никакой надежды…

Многие критики искренне сомневаются, стоит ли смотреть такие опасные фильмы. Триер своим взглядом на взаимоотношения человека и Бога, человека и церкви подкладывает под них бомбу. Традиция в «Рассекая волны» обряжена в тёмные одежды (община делает героиню изгоем). По сути, фильм Триера – это обвинительный приговор традиционному обществу и религии. Протестантская идея «прямых» отношений Бога и человека доведена до крайности. Бесс общается с Богом, даже когда грешит. Священник же и члены общины представлены как отвратительные ретрограды, варвары от религии (вспоминается Инквизиция).

Однако справедливости ради стоит отметить, что Триер, как и многие вольнодумцы, идёт против церкви, но не против основной идеи христианства. Можно сказать, что это просто другой взгляд на религию, но не её отрицание. Однако после просмотра этого фильма становится понятно, откуда «растут уши» у «Догвиля».

«Рассекая волны» позволит даже самым циничным интеллектуалам переживать и плакать. Сам режиссёр клянётся, что был недалёк от нервного срыва во время работы над фильмом и вместе со съёмочной группой выплакал все глаза.

Сложнейший фирменный стиль фон Триера складывается из нескольких компонентов. Во-первых, оператор Робби Мюллер (работавший с Вендерсом и Джармушем) имитирует технологию телерепортажа – практически весь фильм снят ручной камерой, которая преследует своих героев. Во-вторых, фон Триер, как и прежде, экспериментирует с цветом, но добивается совсем новых эффектов в аранжировке экранных пейзажей, которые специальным образом «перерисовывались и раскрашивались» на плёнке, цвета разлагались на составляющие, а потом собирались опять в сочетаниях, напоминающих ностальгические ретрооткрытки. На них накладывались популярные мелодии начала 70-х – Дэвид Боуи и «Deep Purple». Эти пейзажи перебивают действие и разбивают его на «главки», что делает фильм более весомым, выдержанным, своеобразной телекнигой. И, наконец, в главной роли снимается актриса Эмили Уотсон с ещё не виданной степенью психологической откровенности. В результате возникает фильм эмоциональный и мощный, в равной степени прельщающий интеллектуалов и «раскалывающий» широкую публику. ]§[

Номер газеты