[ библио ]

[Не смешно!] Чак Паланик «Дневник» Издательство: АСТ Год выпуска: 2006 С этой книжкой я таскалась около двух недель. Знакомые уже не удивлялись, видя, как я достаю из сумки посреди рабочего дня «Дневник» с уютной кофейной чашечкой на обложке, а пассажиры маршруток отъявленно игнорировали моё чтение, даже не пытаясь заглянуть и прочитать название.

«Дневник» Чака Паланика вышел в этом году. Автор известного во всём мире «Бойцовского клуба» (и не менее известных «Невидимок», «Колыбельной», «Удушья») не перестаёт эпатировать публику, выпуская выворачивающий наизнанку всю сущность человеческой жизни один роман за другим. И не перестаёт удивлять – в «Дневнике» он повествует от имени женщины.

Дебютировал Паланик семь лет назад с романом «Невидимые монстры». Но тогдашние издатели игнорировали его детище. И разгневанный, он написал «Бойцовский клуб», который неожиданно принёс ему мировую славу (отчасти благодаря экранизации Дэвида Финчера).

О чём же новый его роман?

«То, что тебе непонятно, ты можешь понимать, как угодно». Жестокость и неприкрытая мерзость жизни на отдельном островке, называющемся твоим домом.

Сходящая с ума художница Мисти Мэри Кляйнман вызывает отвращение, и к горлу подступает единственно возможное чувство тошноты. Реальность, от которой мы бежим каждый день, прячась в своих делах и заботах, хобби(тах) и развлечениях, пялится с каждой страницы, обжигая своей правдой (да кому она нужна?!) и ставя перед ужасающим фактом: «Эта злоеб…я жизнь» на самом деле такая, как её рисует Паланик».

Ну не научили Мисти Мэри в Художественном колледже, как «не залететь» от в общем незлобивого гея Питера Уитмота, как не родить ему дочь и не быть навеки погребённой на треклятом мещанском острове Уэйтенси. И как распутать огромный заговор, цель которого – использовать её талант во имя спасения последующих трёх поколений островитян, их безбедной жизни и счастливого будущего.

Для этого Мисти должна пройти испытания, через которые прошли все художницы, привозимые на этот остров из века в век: потерять мужа, ребёнка, нарисовать сотню картин, попасть в тюрьму и умереть. И не ведая этого, Мисти уже начинает подчиняться традиции, ведя этот дневник, обращённый к лежащему в коме Питеру. Такой же дневник вели все художницы до неё: дневник – непременный атрибут миссии «спасения жалких, не на что не способных жителей Уэйтенси от вымирания».

Но цепь разомкнута. Первым из повиновения выходит муж Мисти – Питер. Он не желает становиться жертвой давних предрассудков, не хочет умирать. До последнего борется и Мисти. Но теряет при этом дочь. И пусть та жива и носит короткую стрижку и курит папиросы, она уже навсегда заражена той обыденностью, что царит на острове. А значит, мертва.

Новый роман Паланика – продолжение злого, жестокого разоблачения жизни. В каждой строке, в каждом образе. Натуралистичность, которая выводит из себя. Одни только «для протокола: погода сегодня слегка слезливая» пробирают до мурашек. Поэзия жизни, которую не за что поэтизировать. Жизнь, которую после «Дневника» можно только ненавидеть.

«И почему мы делаем то, что мы делаем?» Ни одна философия – ни Юнга, ни Платона не может нам этого объяснить. «Все автопортрет. Все дневники», хотим мы того или нет. Мы живём, обнажая перед миром самих себя.

Мисти спасла островитян и с трудом выжила сама. Но как долго художники будут спасать человечество? И скольких ещё погребут на огромном шаре под названием Земля? И почему, чтобы творить, художник должен страдать? «В любой из дней, в любую из минут жизни» – если б только мы могли вспомнить об этом.

Для протокола: всё, что тебе непонятно, ты можешь понимать, как угодно… ]§[

Номер газеты