[ Анализ региональной политики ]

Подготовка Кремля к кадровой ротации губернаторского корпуса, обострение чечено-ингушских противоречий и начало «рыночных войн» в городах страны – эти события во многом определяли политическое лицо минувшей недели в регионах России.

Кремль готовит «черный список» губернаторов

Кремль готовится к «чистке» губернаторского корпуса. Это со всей очевидностью стало ясно на минувшей неделе. Судя по последним событиям, федеральный Центр начинает формирование «чёрного списка» глав субъектов РФ, а также намеревается предъявить список качественных и количественных требований к губернаторам. В соответствии с которым некоторым из них и будет объявлено о неполном служебном соответствии. Первый звонок для губернаторов прозвенел после опубликования ведомством Сергея Шойгу списка регионов, в которых региональные власти не успели подготовить школы к новому учебному году. Реакция Путина последовала почти немедленно: он с плохо скрываемой досадой и брезгливостью отозвался о губернаторах, которые не могут подготовить школы к 1 сентября. Судя по степени президентской злости, главы регионов, сорвавшие школьный сезон, имеют неплохие шансы на попадание в «чёрный губернаторский список» Кремля.

Вторым звонком для губернаторов стало заседание президиума Госсовета РФ 13 сентября в Калуге, в котором принимал участие Путин. В ходе заседания была озвучена идея необходимости определения эффективности работы глав регионов. Сама по себе постановка вопроса об этом уже способна посеять панику в губернаторских рядах: меру успешности административной работы предполагается определять по 100 критериям. Очевидно, что первые места в списке эффективных губернаторов не могут достаться всем. Последние же два десятка губернаторских фамилий и составят пресловутый «чёрный список» Кремля. Можно не сомневаться, что именно «хвостисты» губернаторского списка – «кандидаты на вылет» номер один.

Два звонка губернаторам заставляют более внимательно отнестись к слухам о существовании в Кремле «списка 27-ми» глав регионов, которые якобы будут заменены в ближайшие месяцы. Если верить этим слухам, первые губернаторские отставки должны состояться уже в ноябре нынешнего года. В любом случае, появление в повестке дня темы оценок деятельности губернаторов является прелюдией к другой теме – ротации губернаторского корпуса. Очевидно, что не является случайным совпадение этих двух тем с завершением первого года реализации в субъектах РФ приоритетных нацпроектов. Деятельность глав регионов будет в первую очередь оцениваться Кремлём именно по этому параметру.

Начало ротации кадров в губернаторской корпорации неизбежно приведёт к временной активизации межклановой борьбы в регионах страны. Впрочем, если федеральный Центр проведёт замены глав регионов быстро и жёстко, то внутрирегиональные разборки элит просто не успеют стать серьёзной политической проблемой. Ротация губернаторского корпуса станет ключевым элементом в стратегии мобилизации региональных элит и административного ресурса в канун начала большого электорального цикла. Впрочем, серьёзной проблемой в реализации этой стратегии может стать междоусобная борьба кремлёвских кланов, в частности, за продвижение тех или иных фигур в губернаторские кресла (сегодня эта борьба наиболее отчётливо видна в Чечне, где конкурирующие кремлёвские кланы «силовиков» и «либералов» поддерживают, соответственно, Алханова и Кадырова). Региональное политическое пространство давно уже стало одним из основных полей битвы «сечинцев» и «сурковцев».

Перестрелка между ингушскими и чеченскими силовиками, случившаяся 13 сентября в Ингушетии, в результате которой были убитые и раненые с двух сторон, стала новым проявлением кадыровской экспансии в северокавказском регионе. Судя по последним событиям, Ингушетия намерена активно сопротивляться планам Грозного. И именно поэтому на ингушском направлении Кадыров будет вести себя наиболее агрессивно. Президент Ингушетии генерал ФСБ Мурат Зязиков является креатурой «силовой башни» Кремля. Рамзана Кадырова поддерживает Владислав Сурков. Этот факт нельзя не учитывать при анализе нарастающего чечено-ингушского противостояния. На этом фоне наглость вчерашних боевиков, а ныне кадыровских ОМОНовцев в Ингушетии, с которыми чекист Зязиков боролся в 90-е годы, выглядит просто вызывающей. Кадыровцы, как до этого басаевцы, рассматривают Ингушетию как свой тыл, как подконтрольную территорию Северного Кавказа. Очевидно, что нынешние ингушские власти с этим мириться не собираются. А это значит, что перестрелка 13 сентября не станет последней. Таким образом, следует ожидать появления на Северном Кавказе нового очага военно-политической напряжённости. «Рыночные войны» в виде этнических конфликтов

В целом ряде российских городов на минувшей неделе на рынках произошли конфликты, имеющие этнический оттенок. По оценкам правоохранительных органов, за всеми этими инцидентами кроются попытки организованных преступных сообществ осуществить]§[

Номер газеты