[ [«Посмотрите, всё выпотрошили, всё перевернули» ]

Вчера в дагестанском городе Хасавюрт продолжался разбор завалов в доме №195 по улице имама Шамиля, пострадавшем в ходе спецоперации по нейтрализации двух боевиков – хасавюртовского эмира Булата Абдуллаева и Асхаба Будаева.

Результатом её стало не только уничтожение боевиков. Без жилья осталось несколько семей, а имущество жильцов, по их утверждению, было разграблено. В мародёрстве обвиняют участвовавших в штурме дома милиционеров. Вид двухэтажного жилого дома на улице Шамиля напоминал кадры военной хроники. Его внешняя стена рухнула на уровне второго этажа. То, что находилось за ней, мало напоминало квартиру. В стенах соседней угловой квартиры зияли огромные дыры. Крыши над квартирами не было. Не было также никаких следов мебели и домашней утвари. Казалось, дом вот-вот рассыплется.

На уцелевшей половине дома в окне второго этажа женщина развешивала бельё. Но иллюзия того, что кошмар кончился и жизнь продолжается, рассеялась, как только корреспондент Ъ встретил первого же человека из пострадавшего дома. «Всё украли военные: все деньги, все документы!» – женщина плакала и едва могла говорить.

«Я сидела на диване, перебирала документы. Там же лежали деньги – я взяла в долг 100 тыс., – женщина продолжала плакать. – В дверь постучали, я открыла – там люди в форме. Наставили на меня автомат и вывели из квартиры. Они всех выводили из домов. Не дали взять ни деньги, ни документы, ни телефон. А в телефоне был мобильный моей дочери, которая живёт за границей, я с ней должна была встретиться в Москве. Я даже не могу ей позвонить! И она не может меня найти!»

Выяснилось, что пропали и дорогие лекарства – от диабета, от сердца, почек, печени. Больной диабетом женщине необходимо принимать лекарства каждый день, теперь у неё нет такой возможности.

«Я говорила им: пустите меня в квартиру, я заберу деньги, документы. Они не пустили. Пришла – ничего нет, только рубль вытряхнула из пакета...

Женщина (она попросила не называть её имени) утверждает, что люди в форме были не из Дагестана – во всяком случае, они говорили по-русски без акцента.

Татьяне Байтатуровой, хозяйке квартиры, тоже было на что жаловаться. «Пропали документы, деньги – 10 тыс. рублей, DVD-плеер, – рассказывает она. – А зачем им было рвать фотографии? Посмотрите, всё выпотрошили, всё перевернули», – она показала на разрезанные и порванные подушки, одеяла, матрасы, вытащенные из шкафа и перевёрнутые ящики. Над квартирой Татьяны находится одна из квартир, атакованных силовиками. Начавшийся на втором этаже пожар потушили, но квартира № 4 была полностью залита водой. Штукатурка со стен продолжала отваливаться. Вся мебель испорчена. «Посмотрите, моя именная книга с молитвами вся промокла, – Татьяна взяла со стола молитвенник. – Я думала, его тоже унесли. А свой паспорт я нашла в мусорном баке. Зачем им это?»

Женщина подтвердила, что находившиеся в доме силовики были не из Дагестана (штурм дома проводили бойцы мобильного отряда МВД России).

Члены семьи Татьяны сейчас живут кто где – у родственников, друзей. Жить в сырой квартире без света, газа, без стёкол в окнах невозможно. Её гостья из Ханкалы первую ночь провела у соседей. Где будет жить дальше – не знает.

На втором этаже картина была и вовсе удручающей. Там остались только фрагменты стен, с которых свисала пара балок. Голые саманные стены, кучи мусора и пепла на полу, одна из которых ещё дымилась.

«Мы уже почти доделали ремонт, только вчера я отдал рабочим 91 тыс. за работу, – рассказывает Магомеднаби Аминтазаев, брат хозяина квартир № 5 и № 6 на втором этаже, которые и подверглись штурму. – Украли все подарки невесте племянника – 5 июня он должен был жениться. Но рабочим деньги тоже не достались: они не успели унести их домой, и деньги пропали во время спецоперации вместе с остальными вещами».

В квартире № 7 на втором этаже отсутствует часть потолка. Вещи перевёрнуты. Здесь жили молодожёны, теперь квартира для жилья непригодна. Пропало много вещей, ювелирные золотые изделия, деньги. Унесли даже Коран. Как сказал один из соседей, его знакомый из пожарной службы утверждает, что, когда в квартире были пожарные, беспорядка там не было. Но после пожарных туда снова пришли силовики.

Корреспондент Ъ дождался хозяина квартир № 5 и № 6 – тот ходил в МЧС по поводу компенсации ущерба. «Вы сами всё видели, что тут говорить, – сказал Магомед Курбаналиев. – Мне говорят, что к квартиранту, которого я пустил на квартиру, приходили люди, которые оказались боевиками. А я здесь при чём? Эти люди, которые живут в соседних квартирах, они при чём?» Ясности с компенсациями, по словам Магомеда Курбаналиева, пока нет, но представители МЧС наутро после штурма приходили в дом и осматривали его.

На первом этаже дома располагались ресто]§[

Номер газеты