На прошедшей неделе Махачкалу второй раз почтил своим присутствием Международный правозащитный фестиваль «Сталкер». В течение пяти дней, с 9 по 13 июня, горожане имели возможность бесплатно смотреть новое российское кино, которое за рамками фестиваля вряд ли когда-нибудь попало бы на наши широкие экраны. В прошлом году, в угаре жарких июньских дней, мало кто понял (а кто понял – не поверил), что фестиваль «Сталкер» в Дагестане – явление не разовое. Поэтому известие о том, что мероприятие метит на ежегодность, стало приятной неожиданностью.
Возникший в 1995 году как правозащитная благотворительная акция, кинофестиваль «Сталкер» стал международным. За прошедшие десять лет кинофорум поменял статус, а его первые призёры стали заседать в жюри. Изменились и организаторы мероприятия. Если изначально, наряду с Гильдией кинорежиссёров России и Союзом кинематографистов, в роли соорганизаторов выступал Европейский союз, то в этом году место, которое «пусто не бывает», занял Фонд Форда. Такой нюанс заметно повлиял на подборку фильмов, которые, в отличие от прошлогодних картин, не были посвящены теме войны.
Торжественное открытие фестиваля не собрало большого количества публики. Оно и к лучшему: снующих по залу неадекватных молодых людей и мамаш с грудными младенцами по сравнению с прошлым годом было гораздо меньше. Зато на этот раз немногих пришедших зрителей приветствовали хореографический ансамбль «Счастливое детство» и хор русской песни «Волна». Правда, торжественными речами потчевали всё те же личности: председатель Гильдии кинорежиссёров Игорь Степанов и директор Дагестанского филиала Союза кинематографистов России Магомед Сулейманов. Елена Цыплакова, десять лет председательствующая в жюри фестиваля, призналась, что это её любимый кинофестиваль, так как он не заканчивается с награждением лауреатов, а продолжает жить в течение года, колесит по стране, демонстрируя фильмы регионам.
Первый фильм фестиваля, «Город без солнца» молодого питерского режиссёра Сергея Потёмкина, хотя и был назван кем-то из гостей «притчей», на самом деле оказался претенциозной драмой, напичканной штампами о Петербурге, наркоманах и жизни богемы. Казалось бы, присутствие в фильме актёра Сергея Безрукова и великолепные виды города на Неве могут скрасить что угодно, но… Безруков, конечно же, играл, как всегда, самого себя и, как всегда, талантливо. Тем не менее, фильм напоминает голливудский «Сладкий ноябрь». Что-то в том же духе: он жил занудным трудоголиком, а она, упав предварительно под колёса машины, умудрилась перевернуть основы его мировоззрения. Только в «Городе без солнца», помимо любви обречённой на смерть девушки, поднимаются зачем-то проблемы наркомании, самоопределения юной души, места художника в современных реалиях и ещё куча набивших оскомину тем. Обилие пафосных фраз типа: «Здесь все безумные, а вы пытаетесь быть нормальным» или «Когда ты никому не нужен – это и есть свобода» – наталкивает на догадки, что сценарист на протяжении всей жизни записывал забредшие случайно в голову мысли, а потом взял и запихнул их все в один сценарий. И даже единственная оригинальная мысль в фильме (желание смертельно больного героя Безрукова запечатлеть на фотоплёнку момент собственной смерти) прерывается бессмысленной патетикой героини: «О чём ты говоришь! Ты не понимаешь, что умираешь!»
Такое не вызвавшее восторгов начало фестиваля немного поубавило энтузиазма и предвкушения чего-то необычного. Но, к счастью, последующие кинокартины восполнили разочарование первого дня.
Фильм режиссёра Валерия Ахадова «Парниковый эффект», представленный на второй день фестиваля, – это слезливая, иногда красивая мелодрама о подростке по кличке Немой, который промышляет на московских вокзалах. Немой не пьёт, не курит и берётся за любую работу, чтобы прокормить себя и Риту, которая приехала в Москву разыскать отца своего будущего ребёнка, а в результате осталась одна без денег и без документов. Теперь она такая же бездомная, как Немой. Есть ещё и третий персонаж – беспризорный паренёк по кличке Грек, который мечтает уехать в Грецию. Три подростка получились какие-то абсолютно нереальные, живущие почти идеальной жизнью, несмотря на жестокую реальность.
Демонстрация фильмов дагестанских режиссёров, которая планировалась 12 июня в КРЦ «Пирамида», к облегчению корреспондентов была перенесена на следующую неделю. Поэтому во вторник на суд зрителя был представлен фильм «Время жатвы».
Дебютная игровая картина известного документалиста Марины Разбежкиной «Время жатвы», демонстрировавшаяся в рамках программы, уже получила признание и призы на таких крупных кинофестивалях, как XXVI Московский международный кинофестиваль, кинофестиваль в Салониках, «Окно в Европу» в Выборге. Действие ленты, на показ которой удалось прорваться ораве детишек, происходит в послевоенной чувашской деревеньке. Антонина – комбайнёр, мать счастливого семейства (хотя зрителям не показалась счастливой семья, где отец – безногий), побеждает в социалистических соревнованиях и взамен желанного ситца получает переходящее Красное знамя, вследствие чего теряет покой. Куда спрятать неуклюжее бархатное знамя в деревенском доме, чтоб до него не добрались мыши? Героиня забрасывает семью, теряет сон и всё свободное время тратит на починку изъеденного стяга, опасаясь обвинения во вредительстве. Вот и весь сюжет, подробней пересказывать который бессмысленно, потому что фильм надо смотреть, восхищаясь скрупулёзно построенными кадрами, каждый из которых – это точно выверенная художественная композиция.
В последние два дня свои собственные фильмы представлял режиссёр Хусейн Эркенов, известный зрителям по картине «Сто дней до приказа». Его драма «Чёрный мяч», повествующая о несправедливости мира взрослых по отношению к хрупкому миру детей. В провинциальном городке Глухово шестнадцатилетний Денис учится в спортивной школе. Он – лидер в среде подростков, надежда местного футбола – ломается под натиском меркантильных интересов взрослых. Поднимаемая тема актуальная и серьёзная, но сам фильм показался затянутым и перенасыщенным излишним натурализмом.
Гвоздём фестиваля стал фильм «Я тебя обожаю…» того же режиссёра. Фильм матери, которая больше всего любила троих своих сыновей и старалась сделать всё, чтобы поставить их на ноги. Несмотря на это, старший сын Саша в результате конфликта с мамой уходит из дома. Александр добивается успеха, у него есть деньги и любимая женщина. Но всё меняет телефонный звонок матери, которую выгнал из дома брат Александра, – и он всё бросает и едет к той, кого покинул двадцать лет назад. Эта драма о настоящей любви – о любви матери к детям, сына к матери – вызвала шквал вопросов режиссёру из зала. Аудитория отказывалась понимать, как любящая мать могла выгнать шестнадцатилетнего сына на улицу, и Эркенову пришлось разъяснить очевидное: не всегда любовь – это сюсюканье и идиллия. В реальности это каждодневные лишения и жертвы. Фестиваль состоялся. Именно состоялся, а не прошёл, потому что организаторы обещают сделать его более значимым в общероссийских масштабах. Но это в перспективе, а пока приходится жить впечатлениями от состоявшегося фестиваля.
]§[- 5 просмотров