[ Захват переворотом ]

Корпоративные захваты давно уже стали для России нормой. На рейдерских операциях сделано не одно миллиардное состояние. «Секрет фирмы» представляет тех, кто более всего в этом преуспел.

Собственники и директора предприятий их боятся. Инвестбанкиры презирают. Чиновники и парламентарии объявляют крестовый поход против рейдеров. Однако редкая неделя обходится без сообщений об очередном недружественном поглощении или новых сводок с полей уже давно продолжающихся корпоративных боёв.

Слишком много в стране денег и слишком мало безупречных с точки зрения структуры собственности и финансовой дисциплины активов, чтобы люди, специализирующиеся на корпоративных захватах, остались без работы. Тем более у них есть достойные примеры для подражания в виде некоторых олигархических холдингов, а с недавних пор – и госкорпораций.

Другое дело, что, в отличие от классических рейдеров, и первые и вторые являются конечными пользователями. Только это обстоятельство не позволило нам поставить рядом с хозяином «Нафта-Москвы» Сулейманом Керимовым его давнего партнёра, главу «Базэла» Олега Дерипаску. Да и гендиректор «Газпром-медиа» Альфред Кох, который добился от находящегося в Бутырке Владимира Гусинского продажи газовому концерну всех медиа-активов, тоже лишь по формальным признакам не попадает в эту категорию. О «Роснефти», значительно расширившей свой бизнес благодаря нашумевшему «делу ЮКОСа», и говорить не приходится.

Некоторое время назад в списке ведущих отечественных рейдеров фигурировала самарская группа СОК. И, кстати, появление «Рособоронэкспорта» на «АвтоВАЗе» многие наблюдатели объясняли именно стремлением государства защитить автогигант от корпоративного захвата. Иными словами, «Рособоронэкспорт» выступил в роли белого рыцаря. Так нередко защищаются от недружественных поглощений на западе, где, как справедливо отмечает генеральный директор международной инвестиционно-консалтинговой группы (МИКГ) «Сигма» Павел Свирский, рейдеров тоже немало.

Наименование «бароны-разбойники», как и само понятие «рейдер», возникло отнюдь не в России. Но в странах развитого капитализма корпоративные захваты осуществляются обычно посредством тендерных предложений о выкупе контрольного пакета, а не с помощью принудительных банкротств, возбуждаемых против собственников уголовных дел, поддельных печатей и крепких парней с монтировками и бейсбольными битами. Поэтому ни один успешный российский рейдер не может обойтись без административного ресурса. Пример группы СОК, не имевшей такового (по крайней мере, на федеральном уровне),– наглядное тому подтверждение.

Наши герои – Сулейман Керимов, Павел Свирский, председатель совета директоров «Альфа-эко» Алексей Кузьмичёв и основатель «Росбилдинга» Сергей Гордеев – несомненно, обладают связями на достаточно высоком уровне. При всём богатстве выбора СФ остановился на этих персонажах, поскольку именно их компании организовали самые известные корпоративные захваты последнего времени.

Сулейман Керимов – депутат Госдумы. Сергей Гордеев – член Совета федерации. Алексей Кузьмичёв в полной мере опирается на лоббистские возможности «Альфа-групп». А Павел Свирский очень близок к влиятельному гендиректору федерального казённого предприятия «Союзплодоимпорт» Владимиру Логинову.

Показательна и любовь ведущих российских рейдеров к спортивным единоборствам. Керимовская «Нафта-Москва» после летней Олимпиады в Афинах выплатила по $ 100 тыс. чемпионам по вольной и греко-римской борьбе Мавлету Батырову, Бувайсару Сайтиеву, Хаджимурату Гацалову, Алексею Мишину и Хасану Бароеву. «Росбилдинг» является официальным спонсором Федерации дзюдо России (ФДР), а сам Сергей Гордеев входит в высший совет ФДР.

«Для организации корпоративного захвата нужны три человека – финансист, юрист и пиарщик», – говорит сотрудник одной из компаний, специализирующихся на недружественных поглощениях. Иными словами, операционные издержки рейдера минимальны. Ему, в отличие от обычного финансового инвестора, не говоря уже о стратеге, не надо заботиться о формировании эффективного менеджмента и повышении капитализации приобретённого актива.

Главное – быстро найти покупателя. «Наша группа приобретает проблемные активы и после корпоративной, финансовой и отчасти технической реконструкции этих активов продаёт их стратегическому инвестору, которому компания уже необходима как бизнес. Нас в меньшей степени интересует деятельность компании, а в большей степени – финансовая и корпоративная ситуации»,– признаётся Павел Свирский.

Весьма примечательна в этом плане коллизия с «Главмосстроем», который Сулейман Керимов перепродал Олегу Дерипаске. Крупнейший столичный застройщик оказался в таком состоянии, что группа «Конти», вызвавшаяся было помочь «Базэлу» в управлении приобретённым активом, в результате вышла из проекта.

Но это не мешает Керимову занимать «призовые места» в списках российских миллиардеров. В тот же клуб по праву входит и Алексей Кузьмичёв (вместе с Михаилом Фридманом и Германом Ханом), владеющий 75% «Альфа-групп», чьи активы оцениваются в $ 20 млрд. И наверное, рейдерские операции «Альфа-эко» принесли крупнейшей российской финансово-промышленной группе ничуть не меньше денег, чем «Альфа-банк» или «Перекрёсток».

В отличие от своих старших товарищей, Павел Свирский и Сергей Гордеев, принадлежащие к поколению 30-летних, пока не достигли заветного рубежа. Они позже начали и вынуждены довольствоваться менее крупными предприятиями. «Росбилдинг» сосредоточился на недвижимости. А «Сигма» совсем недавно, в случае с поволжским сотовым оператором СМАРТС, вышла на бизнес, стоимость которого превышает $ 100 млн.

Но при сохранении сравнительно высоких темпов роста ВВП, даже оставаясь в занимаемых сейчас нишах, Свирский и Гордеев имеют шанс догнать «ветеранов». А в том, что без работы они не останутся, можно не сомневаться.

По мнению партнёра юридической фирмы «Джон Тайнер и партнёры» Валерия Тутыхина, полностью искоренить можно только незаконное рейдерство, основанное на подделке печатей, решений судов и т. д. Да и то лишь «когда снизятся до разумных пределов размеры коррупции в судебных и правоохранительных органах». А легальные рейдеры, считает Тутыхин, будут всегда, «поскольку они оздоровляют экономику, сколь бы ни были неприятны их действия для конкретных собственников».

Директор по связям с общественностью МИКГ «Сигма» Александр Савельев в этой связи цитирует Виктора Пелевина, написавшего в одном из своих последних романов, что «человеческая история за последние 10 тыс. лет есть не что иное, как непрерывный пересмотр результатов приватизации». «Переход собственности от дряхлых, слабеющих владельцев к крепким, эффективным собственникам неизбежен»,– считает Савельев.

В конечном счёте, на корпоративных захватах зарабатывают все. Предприниматели расширяют бизнес и достраивают технологические цепочки, вселяются в деловые центры, возведённые на месте отобранных рейдерами заводов. Инвестбанкиры получают щедрые комиссионные за структурирование сделок по приобретению очищенных активов. А чиновники и депутаты конвертируют административный ресурс во вполне осязаемые материальные блага и щедрые предвыборные пожертвования. Волшебная лампа Сулеймана

На новогодней вечеринке, которую депутат Госдумы Сулейман Керимов устраивал в ГЦКЗ «Россия», гостей-олигархов, наряду с российскими звёздами шоу-бизнеса, развлекали Джеймс Белуши, Сара Брайтон и Пинк. У хозяина «Нафта-Москвы» был повод потратить несколько миллионов, чтобы позабавить Романа Абрамовича, Аркадия Гайдамака, Елену Батурину, Давида Якобашвили, Араса Агаларова и прочих «владельцев заводов, газет, пароходов». Ведь именно от них зависит процветание человека, под руководством которого бывший советский нефтетрейдер («Нафта-Москва» создана на базе «Союзнефтеэкспорта») сосредоточился на перепродаже промышленных активов. Алишер Усманов купил у Керимова Орско-Халиловский металлургический комбинат («Носта»), Михаил Гуцериев – «Смоленский пассаж». Олег Дерипаска с помощью «Нафты» стал владельцем «Ингосстраха» и «Главмосстроя». А Николай Цветков получил «Автобанк».

Судя по тому, что на вырученные деньги Керимов смог приобрести около 2% акций «Газпрома» (стоят около $ 4 млрд), 5% Сбербанка ($ 600 млн) и заплатить $ 900 млн за «Полиметалл», покупатели оказались щедры к продавцу. Тем более что в соответствии с законами рейдерства «Нафта-Москва» старалась максимально снизить затраты, связанные с приобретением перепроданных впоследствии предприятий.

В прошлом году «Нафта» провозгласила права на корпорацию «Развитие», влад]§[

Номер газеты