[«Шинель»] Производство: «Ленинградкино», 1926 Режиссёры-постановщики: Григорий Козинцев, Леонид Трауберг В ролях: Андрей Костричкин, Анна Еремеева, Сергей Герасимов, Алексей Каплер, Янина Жеймо Жанр: эксцентрическая драма Продолжительность: 65 мин
Это тот редкий случай, когда рассказ о фильме нужно непременно начинать с режиссёра. Их у нас фактически два – Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, а если копать глубже, то четыре. Сергей Юткевич и Георгий Крыжицкий вместе с двумя вышеозначенными в 1922 в Петрограде основали киномастерскую – «Фабрику Эксцентрического Актёра (ФЭКС) и в духе времени заявили о себе манифестом «Эксцентризм». Его основными положениями стали цирк, балаган, мюзик-холл и прочие площадные зрелища в противовес «затхлой и музейной» классической культуре.
Фильм «Шинель» имеет подзаголовок «Киноповесть в манере Гоголя». Новаторский сценарий Юрия Тынянова – вольная импровизация по мотивам самых разных произведений писателя: здесь и «Невский проспект», и «Шинель», и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»… Авторы фильма стремились сделать зримым не сюжет, а сам дух и стиль прозы Гоголя, явить на экране его мистический и, по сути, действительно эксцентричный мир.
Фильм «Шинель» пронизан той же темой возвышенных миражей, которые подчиняют себе сознание чистосердечного идеалиста. У Гоголя Акакий Акакиевич уже родился маленьким старичком и с первой минуты испытывал страх перед жизнью. Герой ФЭКСов молод, полон надежд; его душа открыта миру. Андрей Костричкин сыграл мечтателя. Маленький чиновник безнадёжно вздыхает и о прекрасной Незнакомке, являющейся ему на Невском в ореоле искрящихся снежинок… Дома, в своей каморке, он засыпает. Из клубов пара появляется призрачная повозка, которая мчит его через ночной город туда, где красавица благосклонно поворачивает к нему свою прелестную головку…
В фильме «Шинель» ФЭКСы стремились изобразить образы подсознания своего героя, и это роднит ленту с опытами сюрреалистов, только что огласивших в Париже свой манифест. Но ФЭКСы здесь вполне традиционны: они идут в русле «фантастического реализма» классической русской литературы, где явь похожа на сон, мечта разбивается о грубую реальность, а реальность порою напоминает бред при белой горячке.
Город-наваждение, терзающий Акакия Акакиевича, напоминает дурной сон… Фильм упрекали в нездоровой «гофмановщине», стараясь не замечать его актуального подтекста. «Маленький человек» в «Шинели» был не мал, а мелок. ФЭКСовский Акакий Акакиевич изобразил природу рабства, не изменяемого никакими потрясениями, даже революцией. P.S. Фильм можно найти в одном из медиа-маркетов Махачкалы, выходит на DVD в серии «Другое кино», «Раритет». ]§[