В Выставочном зале Союза художников 17-го марта открылась выставка, посвящённая самому лёгкому и одновременно самому трудному из жанров – натюрморту.
Выставку, обозначенную той же темой, зритель мог наблюдать в конце прошлого года в рамках проекта «ZOOM», организованного Первой галереей, поэтому на вернисаже присутствовал лёгкий оттенок дежавю. Тем более что, к примеру, картина «…и горел чирах» Избат Уруджевой «гостила» на обеих выставках. Однако, по словам директора Выставочного зала Амирхана Магомедова у последней выставки концепция совершенно иная. Задача проекта – объединить художников старшего поколения и дать возможность молодому поколению продемонстрировать свои таланты.
Натюрморт – это мир вещей без человека и вне пейзажа. В картине, посвящённой привычным и доступным предметам, может присутствовать лишь человеческий образ или кусочек живой природы на заднем плане в качестве вида из окна. Ведь чтобы стать натюрмортом, вещи должны вырваться из своей среды и создать композицию, способную взволновать художника. Только в таком случае живописцу удастся подать обыденные предметы так, что зрителю они откроются словно впервые. Через скрупулёзный отбор объектов для работы и их трактовку художник выражает своё отношение к действительности, открывает свои мысли и чувства.
Но в свете всех этих рассуждений удручает похожесть большинства натюрмортов, одинаковая трактовка объектов изображения. Нет, конечно, «Маки» Муслима Алиева отличаются от «Маков» Зайнутдина Исаева. Но из множества похожих натюрмортов на дагестанскую тематику, изображений букетов и всяких фруктов выбиваются оригинальностью, пожалуй, только работы Тимура Мусаева-Кагана, да Закарьи Закарьяева.
Во-вторых, не мешало бы подвергать работы более жёсткому отбору перед организацией экспозиции. Ведь очевидно, что рядовые натюрморты студентов худграфа, «отдающие» учебным летним пленэром, явно не дозрели до выставочного уровня. Конечно, это не значит, что на выставке не было профессиональных работ. Были и парадные для помпезных столовых, как «Натюрморт с абрикосами» Альберта Хаджаева и камерные, почти интимные работы Хадиса Раджабова. Просто сложно воспринимать коллективную выставку однозначно и тем более делать о ней конкретные выводы. Изображая предмет, каждый художник по-своему заставляет всматриваться в давно знакомые вещи, помогает увидеть в привычных предметах произведение искусства. ]§[