[ Время перемен ]

15 февраля нынешнего года Председатель Госсовета Дагестана Магомедали Магомедов заявил о собственной отставке.

Через 5 дней на внеплановой сессии парламента Дагестана полпред Президента РФ в ЮФО Дмитрий Козак от имени Владимира Путина предложил на должность только что утверждённого поста первого президента Страны Гор кандидатуру спикера НС РД Муху Алиева. В ходе закрытого голосования поддержку ему оказали 101 депутат, при необходимом кворуме в 61 голос. При кажущейся банальности случившегося Дагестан, похоже, ожидают масштабные перемены, уяснить которые отчасти помогут небольшие познавательные экскурсы на политические кулуарные «кухни» как на местах, так и в центре. Политические игры

Не будет преувеличением утверждение, что в феврале в одном отдельно взятом южном субъекте федерации по воле Первопрестольной совершён маленький государственный переворот: ушёл в небытие Госсовет с его бессменным председателем – ему на смену пришёл институт президентства. И ничего экстраординарного не случилось: никто не вышел на баррикады, предвестников гражданской войны и прочих «факторов дестабилизации» тоже нет. Но ведь ещё вчера такими последствиями при появлении поста президента пугали дагестанцев и почившие в бозе, и оставшиеся ещё рулить сановники Дагестана. Это очередное доказательство непонимания правящей верхушкой элементарной сути идущих процессов: общество давно устало и разочаровано во всём. Кто-то может возразить: Алиева назначил федеральный центр, поэтому всё прошло спокойно. Но с уверенностью можно предсказать, что и в случае всенародных выборов президента никаких эксцессов не наблюдалось бы, ибо иерархическую пирамиду на местах повсеместно сейчас жёстко и монопольно конструирует Москва. Но есть несколько моментов, удививших лично меня. Во-первых, предпочтение Москвы. Известно, что фамилия Алиева до последней поры вообще не фигурировала в списках претендентов на пост первого президента Дагестана. В представлении многих аналитиков личность интеллигентного, малоконфликтного Алиева никак не годилась на роль лидера, способного вначале взломать систему, затем и вывести республику из глубокого социально-экономического и прочего кризиса. Для выполнения первого этапа реформ необходима была более решительная и целенаправленная натура. Уже в дальнейшем мог настать час любого «созидателя», хотя бы и в лице бывшего руководителя НС РД.

Но Президент РФ сделал свой выбор. И дело тут не в усилиях бывшего Председателя Госсовета Магомедали Магомедова, который на каждом углу твердит, что кадровые перемены идут чуть ли не под его личным руководством (интересно, как Алиев воспринимает такие откровения?). Просто Путин, может быть, не обладая всей полнотой информации о Дагестане, предпочёл из множества кажущихся зол выбрать наименьшее. Поразила также быстрота утверждения депутатами НС РД на посту президента своего бывшего патрона. Не было ни дебатов, ни альтернативных кандидатур, ни выслушивания речи единственного кандидата. Создалось впечатление, что депутаты хотели побыстрее показать лояльность новому «барину». Тем самым парламент в очередной раз доказал свою полную функциональную несостоятельность. У разбитого корабля

Дополнительную интригу в процесс политических перемен добавило лишь крушение всех планов мэра Махачкалы Саида Амирова. Не достигло своей цели заявление некой группы депутатов в адрес Москвы о желательности назначения премьер-министром не Шамиля Зайналова, а иных персон, в числе коих высветились близкие Амирову Парзият Багандова, Мадер Канберов, Галина Арнаутова и прочие. Полоса невезения продолжилась и далее. По информации интернет-сайта «Кавказский узел», ещё за два дня до внеочередной сессии парламента Амиров и председатель Счётной палаты Хизри Шихсаидов якобы собрали у себя 70 народных избранников, чтобы провалить предложенную президентом Дагестана на пост спикера НС РД кандидатуру сына Магомедова Магомедсалама и выдвинуть своего. Договорённость была достигнута со всеми: на деле ни один депутат не проголосовал против Магомедова II. «Что произошло за два дня?» – не может понять журналист сайта. А ларчик открывается просто: на сегодня в Дагестане нет ни одного клана, альянса и группировки (датой их конца условно является 20 февраля), зато есть частные интересы конкретного сановника. Он готов слепо прислуживать любой власти (при гарантии сохранности контроля над «прихватизированной» собственностью и места у бюджетной кормушки), но не знает, как себя поведёт новый президент, за спиной которого ощущается доселе непривычная для руководства республики мощная поддержка Москвы. В совокупности эти факторы и делают власть всех уровней сейчас патологически лояльной, в первую очередь, Алиеву: нет ни Амирова, ни «Северного альянса», ни Магомедали, ни иных знаковых фигур политического бомонда – есть один Алиев! Сбои в программе «Преемник»

Всё вышеизложенное – в определённой мере констатация голых фактов, но в контексте статьи больше интересны первые шаги президента РД. Будем откровенны: они, шаги, внушают немалый оптимизм. Можно долго теоретизировать, насколько он является креатурой Магомедова, но реальная жизнь расставляет всё по своим местам.

6 марта Алиев подписал Указ «О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан», ориентированный на серьёзную реорганизацию всей системы исполнительной власти. Оказались упразднёнными некоторые министерства и комитеты в Правительстве РД, под сокращение попала часть громадного и малоэффективного бюрократического аппарата. И все эти изменения оказались напрямую сориентированными на постепенный слом магомедовской «семейной вертикали». Не помогли даже экстренно мобилизованные людские и финансовые ресурсы, столь эффективные при прошлой власти, вроде бы собранные на подкуп депутатов НС РД для утверждения очередного нужного человека на посту премьер-министра.

10 марта состоялось заседание нового правительства, которое открыл первый президент РД. Вот только некоторые, основополагающие тезисы его выступления: «Механизм управления в Дагестане неэффективен. Наша экономика и статистика – загадка, ибо высокий темп роста не сопровождается ростом сопутствующих показателей. Главы муниципальных образований, злоупотребляя служебным положением, направо и налево раздают и продают землю. Надо исключить из жизни общества разворовывание бюджетных средств и механизм «откатов», коррупцию, протекционизм и теневую экономику». Риторически вопрошал Алиев у испуганно притихшего зала: «Как при дотационном бюджете у чиновников появляются хоромы не только для себя, но и на династии?»

Что это, если не публичная порка прошлой власти? И так поступает верный и послушный преемник? А отсутствие в выступлении упоминаний об извращениях в выборном процессе, силовом и милицейском произволе и прочих негативных тенденциях нашей жизни, наверное, можно считать частным упущением…

Пока действия Алиева приятно изумляют. Правда, у меня есть очень даже большие сомнения относительно доведения им реформ до конца (см. колонку). Насколько я прав (или не прав), покажет ближайшее будущее, но несомненно одно: у новоявленного президента Страны Гор есть уникальный шанс войти в историю как человеку, сумевшему первым из лидеров дать определённую надежду дагестанцам. Есть немалый собственный интеллектуальный потенциал, доверие общества и, самое главное, повторюсь, поддержка Кремля. И необязательно всё конфисковывать и всех сажать: например, в Башкирии клану Рахимовых с подключением Москвы предложили сохранность всей личной частной собственности в обмен на возврат государству газовой и нефтяной «трубы»…

Настала пора «сбора камней», и если Алиев не сумеет правильно и жёстко определиться в настоящих и будущих приоритетах, то в лучшем случае ему грозит участь небезызвестного кота Леопольда, не способного обидеть даже муху, в худшем – всё останется как есть!

P.S. Уважаемые читатели! Редакции «ЧК» интересно ваше мнение об идущих в республике процессах. Заходите на сайт и выскажитесь по следующим вопросам:

1. Как вы относитесь к назначению Муху Алиева президентом РД?

2. На ваш взгляд, является ли он преемником политики Председателя Госсовета РД Магомедали Магомедова?

3. Как вы оцениваете первые шаги Муху Алиева на посту президента РД? ]§[

Номер газеты