На юге говорят: «В Дагестане есть столица – Махачкала, и есть город – Дербент», подразумевая под этим то, что древний город является культурным центром республики.
Подтверждением этому спорному тезису мог бы служить тот факт, что в Дербенте есть сразу два здания с табличками, на которых начертано «Лезгинский музыкально-драматический театр им. Сулеймана Стальского». Только вот ни в одном из них не ведутся репетиции и не ставятся спектакли. Дело в том, что в бывшем кинотеатре «Юбилейный», в который планируется перевести театр, вот уже пять лет ведётся реконструкция, а старое здание на улице III Интернационала в начале этого года признано «опасным производственным объектом». Театр был?
Старое здание лезгинского театра, приютившее под своей крышей три национальных театра – табасаранский, татский и азербайджанский, построено ещё в 20-х годах прошлого века. Причём изначально эта невзрачная одноэтажная постройка в центре города предназначалась для содержания конюшни, затем была переоборудована в пекарню и только, побыв какое-то время Клубом Госторговли, в 1949 году перешла лезгинскому музыкально-драматическому театру. Его трудно назвать подходящим для работы театра помещением, но на данный момент это единственный концертный зал Дербента, где ставят свои спектакли четыре труппы местных национальных театров, проводят отчётные концерты студенты музыкального училища, выступают приезжие артисты.
Вполне естественно, что здание далеко не в идеальном состоянии. Его главный вход закрыт, потому что в фойе осыпается штукатурка, а над сценой явно провисает потолок. Но, как говорят работники театра, это здание, по крайней мере, «обжитое», и покидать его им не хочется. Три месяца назад строение было обследовано комиссией, назначенной городской администрацией, которая составила заключение остановить эксплуатацию театра.
Таким образом, город, где и так практически нет никаких развлечений, кроме ресторанов и пивбаров, лишился своего единственного концертного зала. Однако, по словам министра культуры и туризма Зумруд Сулеймановой, «репетиции труппа может проводить в этом здании, но демонстрировать свои спектакли придётся в другом зале. Мы сейчас ведём переговоры с администрацией города о предоставлении подходящего помещения, и я думаю, что нам вскоре удастся решить этот вопрос. Надо только потерпеть. Параллельно мы ищем возможность завершить реконструкцию кинотеатра «Юбилейный». Но провести капитальный ремонт старого здания тоже необходимо, так как оно перейдёт табасаранскому театру. Я не уверена, что мы сможем ввести в действие эти объекты в текущем году, но в следующем обязательно постараемся». На что художественный руководитель театра Эседуллах Наврузбеков осмелился возразить: «Если министр говорит, что нам разрешено проводить здесь репетиции, то на это должно иметься письменное разрешение. Находиться в зале, где провисает потолок, нам запретила служба МЧС. Обещания найти нам другое помещение для выступлений тоже не внушают надежды, так как в Дербенте нет подходящего здания, кроме так называемого железнодорожного клуба, в котором сейчас располагается дом детского творчества». Театр будет?
Здание бывшего кинотеатра «Юбилейный» было передано лезгинскому театру в 1997-м году. Реконструкция, которая началась пять лет назад, продвигается очень медленно. На объекте редко можно застать больше двух-трёх рабочих. За эти годы была возведена пристройка, вставлены окна, установлен поворотный механизм сцены. Вот что сообщил нам Наврузбеков: «В этом году на реконструкцию было выделено девять млн рублей. Никакого контроля за этими средствами не осуществляется. Генеральный подрядчик Юсуп Юсупов не подчиняется ни театру, ни Минкульту, и мы не знаем, куда расходуются эти деньги».
Руководство театра со своей стороны предложило следующие варианты разрешения этой проблемы: провести капитальный ремонт старого здания, укрепить его крышу и несущие конструкции, либо предоставить для выступлений зал железнодорожного клуба (это единственное равноценное помещение в городе), или, наконец, в течение этого лета «ударными темпами» завершить реконструкцию кинотеатра «Юбилейный».
С тем, что эксплуатацию здания необходимо прекратить, согласны и коллективы театров. Но опасение «остаться на улице» вынуждает их не просто «бить тревогу», а обращать на свои проблемы внимание общественности. Пока безрезультатно… ]§[
- 6 просмотров