[ Золотые дети ]

Есть такой журналистский штамп: «Дагестанская земля полнится талантами». Несмотря на то что эта фраза порядком надоела, приходится признавать её состоятельность. Может, поэтому у нас таланты практически не поддерживаются, ведь ничего не предпринимается для того, чтобы удержать их на родине.

Золотые руки

Девятилетняя пианистка из Махачкалы Пари Хайбулаева в прошлом году стала стипендианткой фонда им. Дмитрия Шостаковича. Теперь она учится в третьем классе Первой музыкальной школы при консерватории им. Петра Чайковского под руководством преподавателя Тамары Колосс. Талант был замечен и оценён. Пари – самородок, проявивший свои способности очень рано. По словам отца Исрапа Хайбулаева, она просила купить ей пианино, ещё даже не зная, как называется этот инструмент. В пять лет девочка поступила в первый класс школы № 13, по соседству с которой находилась музыкальная школа № 1, и уговорила родителей отдать её ещё и туда. Так Пари попала в класс замечательного педагога Лии Лихтман, которая могла даже из совсем бесталанного ребёнка воспитать музыканта. Затем с девочкой начала заниматься Светлана Папаян.

Педагоги отмечают, что Пари обладает абсолютным музыкальным слухом, ритмом и живой реакцией. Часто она пытается импровизировать, по-своему трактовать сочинения, которые исполняет. Ей это оказывается под силу, так как она и сама уже сочиняет музыку. В пять лет она написала первое своё произведение «Золушка на балу», затем создала не по возрасту философское «Размышление». Её пьеса «Реквием», посвящённая трагедии в Беслане, своей зрелостью поразила самого Мстислава Ростроповича. Как поразила она и известного дагестанского хирурга Абдурашида Саидова, который, участвуя в автопробеге «Россия против терроризма и наркомании» в 2004-м году, распространил ноты этой пьесы в городах, которые посещал в ходе акции. Он попросил у родителей Пари видеосъёмку выступления девочки на Всероссийском конкурсе в Ростове, чтобы показать плёнку известному дагестанскому композитору Мураду Кажлаеву. Композитор помог Саидову встретиться с Манаширом Якубовым, музыковедом, директором Детского благотворительного фонда им. Мстислава Ростроповича, некогда выпускником той же музыкальной школы, где училась Пари. Признав несомненный талант землячки, Якубов взял на себя заботу о её дальнейшей судьбе. И вот осенью прошлого года маленькая пианистка приехала в Москву, чтобы выступить перед самим Ростроповичем. Она исполнила для маэстро «Испанский танец» Шостаковича, «Кобальд» Эдварда Грига и собственные сочинения. Прослушав девочку, Мстислав Леопольдович отметил крайнюю необходимость соответствующей среды для развития девочки: «Девочка должна быть окружена такими же талантливыми детьми, как она сама» , – и изъявил готовность оказать поддержку. Поддержка оказалась весомой. Пари приняли в музыкальную школу при консерватории, не дожидаясь начала нового учебного года.

Также благотворительный фонд выделил для девочки хороший инструмент и квартиру в

Москве.

Золотой голос

Не так повезло другому нашему таланту – 18-летнему вокалисту Селиму Алахярову. В его непродолжительной музыкальной «карьере» было не меньше, чем у Пари, оваций, но накопились и обиды и разочарования.

Селим родился в музыкальной семье: его мать, педагог-музыкант, преподаёт в Дагестанском колледже культуры. Репетируя как-то с сыном песенку для выступления на детском утреннике, она как профессионал, обратив внимание на необычайно чистую интонацию пения, обнаружила, что у ребёнка идеальный слух. Развивать талант нужно было обязательно, потому что мальчик обладал необходимыми для этого памятью и редким тембром голоса. «Мы с ним начали разучивать итальянские песни из репертуара Робертино Лоретти. Он с лёгкостью исполнял такие произведения, которые не каждому взрослому певцу под силу, глубоко прочувствовав», – рассказывает мать мальчика Майя Алахярова.

Неожиданная певческая судьба началась на детском городском фестивале «Соловушка» в Дербенте. Затем был конкурс юных дарований «Перепёлочка» в Махачкале, фестиваль молодых талантов «Моряна» в Каспийске. Перед талантливым ребёнком открывались обширные перспективы. Поступали предложения поступить на музыкальный факультет ДГПУ, хотя Селим был ещё в 8-м классе. Была реальная возможность поехать на обучение в Италию. Во время посещения соседней республики Азербайджан юный исполнитель итальянских песен был представлен Маргарите Коста, послу Италии в Азербайджане. Последовавшее за этим знаком- ством приглашение имело одно условие: для того чтобы попасть на родину оперного искус- ства, необходимо было поменять гражданство на азербайджанское. Никто не ожидал от Селима такого патриотизма, но он отказался сам, тем более что у него начал ломаться голос, а в этот период певцу нельзя даже громко разговаривать, не говоря уже о выступлениях. «Три года он вынужден был молчать, – рассказывает мать. – В этот период с голосом может произойти что угодно. После ломки он может не восстановиться. Поэтому все три года мы тряслись от страха. Это было мучительно. Представьте, что это значит для ребёнка, который не может без музыки».

В Дагестане из Селима Алахярова обещали сделать «звезду». Но, прекрасно понимая, что ему нужна не звёздность, а серьёзное музыкальное образование, родители взяли курс на Москву. И тут не обошлось без Мурада Кажлаева, который ещё в 1999 году порекомендовал отдать мальчика в академию хорового искусства им. Свешникова. Селима устроили в интернат при академии, но родители были вынуждены забрать его домой, так как платить за обучение семье оказалось не по карману. Но всё же в 2004 году Селим снова решился «штурмовать» столицу. После жёсткого отбора, пройдя два тура вокала и сдав остальные экзамены, он оказался одним из пятёрки счастливчиков, поступивших на бюджетное отделение музыкального колледжа при академии Гнесиных. Вступительная комиссия была поражена природными данными Алахярова. Решающую роль здесь сыграл тот факт, что мать Селима не позволила ни одному преподавателю «прикоснуться» к голосу сына. Первый преподаватель мальчика, заведующий кафедрой вокала Дмитрий Вдовин признал в нём важную для вокалиста способность развиваться до необозримых пока пределов. Он сказал про Алахярова: «Он, как пластилин, с лёгкостью исполняет требования преподавателей».

Сейчас Селим Алахяров живёт под Москвой в городе Красногорске. Ему приходится в течение двух часов добираться до учёбы на электричке. Он, подолгу простаивая на платформах, простужает своё драгоценное горло. Борьба за то, чтобы иметь возможность заниматься любимым делом, продолжается.

«Много раз у меня опускались руки. Казалось, что бесполезно стараться: всё равно ничего не выйдет. Но когда я вновь слышала, как он поёт, оставаясь наедине с собой, то понимала, что обязана даже пожертвовать собой, но обязательно создать ему все необходимые условия», – говорит мать Селима.

Оба героя этой статьи учатся в Москве. Пока ещё рано говорить о том, смогут ли они прославить свою республику. Не исключено, что через несколько лет они станут знаменитыми москвичами и будут выступать только там, где окажутся востребованными. Помогать таким детям – значит вкладывать не только деньги, но и душу в будущее Дагестана. Только когда состоятельные и властьимущие соотечественники придут к осознанию того, что это необходимо, – неизвестно. ]§[

Номер газеты