[ Дезертиры пошли в отказ ]

Сначала нам сообщили о том, что в поселке Семендер поймали двух дезертиров. Ничего сенсационного. Потом выяснилось, что военное командование беглецов не очень-то искало. А искали их почему-то оперативные работники УСБ -МВД. Это показалось подозрительным. Потом всей республике показали душераздирающие кадры с искалеченными ногами и рассказами об издевательствах и побоях, не выдержав которых, солдаты, по их словам, и покинули часть. Мы сочувствовали от всей души. Теперь два горе-скитальца возвращены в бригаду, и уже оттуда донеслись вести об их отказе от своих слов. Так кто они? Пьяницы, дезертиры, жертвы дедовщины или и то, и другое, и третье?

В понедельник в поселке Семендер, на окраине Махачкалы, сотрудники Управления собственной безопасности МВД Дагестана задержали двух солдат: Алексея Образцова и Николая Степанова, 19 и 20 лет, военнослужащих 136-й мотострелковой бригады, дислоцированной в Буйнакске.

Как сообщили в пресс-службе МВД Дагестана, найти Образцова и Степанова было нетрудно. После того, как сотрудники УСБ МВД получили оперативную информацию о том, что на строительстве частного дома в поселке Семендер работают двое солдат, оба были тут же задержаны. Дезертиры признались, что покинули место службы 30 сентября, не выдержав издевательств со стороны сослуживцев и в особенности офицеров. У Алексея Образцова на ногах серьезные ушибы и кровоподтеки от побоев, а у Николая Степанова шрамы на голове. Солдат говорит, что они от ударов табуреткой, которые нанес ему пьяный офицер. Обращаться с жалобами начальству посчитали бесполезным, а писать домой родителям в Москву и Подмосковье просто не захотели, побоялись их тревожить. На вопрос "были ли дагестанцы среди издевавшихся над ними сослуживцев и офицеров?", дезертиры ответили, что их били только русские.

Покинув мотострелковую бригаду, беглые, по их словам, 3 дня шли через горы до Ленинкента, а оттуда - в Семендер. Говорят, что дошли бы намного быстрее, если бы не больные ноги Образцова. В Семендере нанялись на работу к частному предпринимателю, который приютил их у себя. Там они и были задержаны сотрудниками УСБ МВД. По словам источника из Управления собственной безопасности, при задержании Образцов с Николаевым утверждали, что приехали в Махачкалу из Москвы на заработки. Но когда при обыске под кроватью была найдена солдатская форма, то дезертиры не стали отрицать, что сбежали со службы. О том, что служба проходила в 13б-й мотострелковой бригаде, правоохранительные органы тоже узнали от самих ребят, потому что за время их отсутствия в Буйнакске не поступило ни одного официального запроса о побеге.

А представитель СКВО в Ростове Александр Коваль рассказал корреспонденту "ЧК", что, на самом деле оба солдата в конце сентября лежали в военном госпитале, куда по состоянию здоровья попросились навремя прохождения в Дагестане военно-полевых учений. В госпитале оба много пили и буянили, поэтому очень скоро их выписали на службу. Из госпиталя, не возвращаясь в бригаду, дезертиры на попутках добрались до Махачкалы. Проследить за их побегом в бригаде вовремя не сумели, потому что все силы в это время были брошены на подготовку к учениям. Приехав в Махачкалу, солдаты (опять же, по словам Коваля), занялись разгрузкой "КАМазов" и зарабатывали по 500 рублей каждый день. "А сейчас дело о побеге военнослужащих из части рассматривается военной прокуратурой Буйнакского гарнизона, которая и будет решать дальнейшую судьбу этих "героев", - закончил Александр Коваль.

Когда материал уже был готов к публикации, стало известно, что Образцов и Николаев уже в своей бригаде в Буйнакске, где оба отказались от своих показаний о побоях, данных правоохранительным органам Дагестана. Дезертиры сослались на то, что все слова у них были выбиты силой, и теперь они от них отказываются. ]§[

Номер газеты