[Фестивальная осень] Наверное, это было так. Собрались друзья, приятели или же просто люди, одинаково чувствовавшие время, и за чашкой чая–кофе решили организовать молодёжный фестиваль. Взялся за это дело Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина. И в этом году в Москве проходил уже VII Пушкинский молодёжный фестиваль искусств «С веком наравне». Проходил по традиции живо и интересно, со множеством конкурсов и номинаций.
Пишу я о фестивале неслучайно. Из года в год в нём принимают участие наши земляки. Дорогу в Москву прокладывали поначалу поэты: в 2003 году Махачкалу на поэтическом мастер-классе фестиваля назвали «Городом поэзии». Позже присоединились фотографы и чтецы. Но кто хоть однажды посетил фестиваль, тот непременно рвётся на него снова.
В этом году в столицу ездили поэты Юлия Зачёсова, Мария Алёшечкина, Мадина Хуршилова (они очень благодарны за меценатскую помощь ОАО «Денеб») и два фотографа – Анна Зайидова и автор этих строк. И в первый же день был организован поход в Центральный академический театр Российской армии на спектакль «Человек из Ламанчи» в постановке Юлия Гусмана. Главную роль играет непревзойдённый Владимир Зельдин, чьё 90-летие отмечали всей страной. Этот спектакль идёт в театре уже сравнительно давно. Но в день приезда участников фестиваля – 15 октября – была премьера: впервые на сцене в роли Дульсинеи выступала Тамара Гвердцители.
Во второй день фестиваля состоялась экскурсия в знаменитый посёлок писателей Переделкино. Кто-то по ощущениям назвал её «кладбищенской»: первым делом были посещены могилы Пастернака и Чуковского, а уже потом – их дома-музеи. Сначала был дом Булата Окуджавы. Свисающая с потолка коллекция колокольчиков, муравьи и кузнечики на шкафах и огромная роза в бутылке от пива. И, конечно же, песни барда, фотографии, его быт, его жизнь, воспоминания. Удивительно, как удалось охватить почти всю переделкинскую историю и историю самого музея, «музея для друзей», где до сих пор устраивают «булатовы субботы» – концерты поклонников Окуджавы. А потом, пешком минуя дачу Церетели, – к дому Чуковского. Во дворе – большое жёлтое дерево с различной обувью на ветках, дерево желаний (загадываешь желание на ботинок и вешаешь обувь на ветку), а внутри дома – «крокодил»-гид Сергей Агапов. Кажется, что этот день – такая же сказка Чуковского, написанная им когда-то для нас сегодняшних.
Особенно отличался ото всех дом Пастернака, строгий, аскетичный, геометричный, с кроватью, на которой он умер, на первом этаже и огромным роялем в гостиной. А на следующий день было ещё одно кладбище – Ваганьковское. Здесь похоронены Есенин и Высоцкий.
Кроме «кладбищенских» экскурсий, было много конкурсов по номинациям «театральная миниатюра», «художественное слово», «вокал». Профессионально прошла фотовыставка и традиционный поэтический мастер-класс с посиделками, длящимися не один час, с обменом новым творчеством (многие приезжают не первый год), литературой.
А кроме плодотворного творческого общения и культурно-образовательных мероприятий, участники фестиваля имеют ещё и более чем реальную возможность публикации своих произведений в Москве: ежегодно по итогам поэтического конкурса выходит в свет сборник стихов лауреатов и дипломантов фестиваля – «Современники». А статьи участников литературоведческого «круглого стола», в числе которых на этот раз оказалась и я, публикуются в «Сборнике студенческих докладов».
И в завершение всего этого творческого «безумия» 19 октября состоялся традиционный, юбилейный (5-й год подряд) Пушкинский бал в Литературном Пушкинском музее. О бале не хочется говорить, так как никаких слов не хватит, чтобы описать всё великолепие нарядов, настроений, музыки, улыбок! Ну, представьте, что на один день вы попали в XIX век. Конечно же, первым желанием по такому случаю будет желание оказаться на балу. И вот – исполнение мечты! И кажется, что больше ничего не нужно.
Организаторы фестиваля каждый год стараются разнообразить программу, показать то, чего не увидишь, будучи в Москве просто в гостях. Но есть то, что происходит не по их воле. Это как бы подводное течение фестиваля. Течение, называемое дружбой. Все участники увозят из Москвы не только богатые красочные впечатления, они увозят адреса приобретённых друзей. И неизвестно ещё, какое богатство дороже! ]§[