На прошлой неделе в Азербайджане разгорелся крупный скандал. Поскольку в этом деле напрямую задеты интересы Дагестана, а также из-за того, что в нём замешаны государственные деятели нашей республики, «ЧК» решило привести выдержки из азербайджанских изданий, которые приводят факты из этого дела, касающиеся Дагестана, а также дать собственный комментарий к этому скандалу.
Суть вопроса заключается в том, что недавно министерством национальной безопасности (МНБ) по обвинению в коррупции были арестованы ряд крупных чиновников МВД Республики Азербайджан (РА). В их числе бывший глава Управления уголовного розыска Закир Насиров и старший оперуполномоченный того же управления полковник Гаджи Мамедов. Они обвиняются в создании ОПГ, которая в числе прочих преступлений занималась похищениями и убийствами людей. Арестованные начали давать признательные показания. Так Насиров признался, что в 1997 году возглавляя угрозыск, страны по указанию министра внутренних дел РА организовал побег некоего Абузара Абузарова, который сбежал из России, убив при побеге двоих дагестанцев. В Азербайджане он был задержан, и готовилась его экстрадиция в Дагестан, где он был объявлен в розыск.В ответ на это министр МВД Рамиль Усубов дал интервью телеканалу ANS, в котором он раскрывает все обстоятельства этого дела. Мы приводим ниже цитаты из публикаций в азербайджанских СМИ.
Журналист задает министру такой вопрос:
– Главным компроматом против Вас является то, что Вас обвиняют в том, что Вы организовали побег одного уголовника, который был задержан из-за конкретных фактов убийства людей и в подозрениях хищения людей. Были ли такие факты, сможете ответить?
– Был конец июня или начало июля 1997 года. Я сидел в своем кабинете и работал. Мне позвонил президент господин Гейдар Алиев и сказал мне, что около него находится, если я не ошибаюсь, он его назвал мэром города Дербент, это Саид Джамалович со своим сыном. Он сказал: «Я посылаю их к тебе, выслушай их и чем можешь, помоги».
Саид Джамалович со своим сыном пришли ко мне минут через 40. Встреча была очень доброжелательной. Саид Джамалович сообщил, что в Дагестане очень тяжелое положение. Что там, в связи с событиями в Чечне народ находится под страхом, так как криминальные структуры в Дагестане подняли головы. При этом разные народности и нации для своей защиты создали свои собственные вооруженные отряды. Он сказал мне, что 120-тысячное население дагестанских азербайджанцев остались без защиты и находятся под страхом. Все другие народы уже вооружились, а у нас нет никакого оружия, и мы остались с голыми руками и теперь не знаем, как быть и что делать. Если положение дел будет продолжаться также, то все дагестанские азербайджанцы переедут в Азербайджан. Далее он сказал, что в связи с этим делом он прибыл к нашему руководителю и он (президент) рекомендовал подойти к вам и некоторым другим высокопоставленным государственным чиновникам, чтобы принять необходимые меры, связанные с этим. Договорились некоторой определенной части (группе) дагестанских азербайджанцев оказать возможную помощь. В то же время он (Саид Джамалович) посетил и другие министерства, дабы они тоже оказали необходимую определенную помощь для обеспечения защиты тамошних азербайджанцев.
Гость (Саид Джамалович) в конце беседы просит, чтобы освободили Абузара Абузарова, арестованного накануне за убийства и похищения людей. А причину этому он объясняет тем, что задержанный гражданин является, чуть ли не единственным человеком среди дагестанских азербайджанцев, который может лицом к лицу выступить против любых террористов и преступников.
Министр напоминает ему, что ведь этот человек убил двух людей в Дагестане, Россией объявлен в розыск, и я недавно отправил туда письмо о том, что он задержан здесь и пусть забирают. Однако Саид Джамалович не соглашается, настаивает на своей просьбе, говорит, что Абузар Абузаров очень важный человек и его освобождение может предотвратить депортацию дагестанских азербайджанцев.
Рамиль Усубов: «Правду сказать, я взвесил «за» и «против» и пришел к решению помочь ему в этом деле. При этом я руководствовался тем положением, теми трудностями, с которыми столкнулись 120 тысяч азербайджанцев. Там же сразу я дал указание бывшему начальнику Главного управления уголовного розыска республики Закиру Насирову по телефону, объяснив ему, что Абузара Абузарова необходимо отпустить, организовав побег». (Газета «Бакы хебер». 26.07.2005 г. стр. 11. Статья – Запоздалые признания Рамиля Усубова).
Газета «Реальный Азербайджан» обратилась к Магомеду Курбанову прокомментировать данное заявление. Магомед Курбанов назвал Рамиля Усубова лжецом. Он также заявил, что «они никогда не обращались с такой просьбой к столь выдающейся личности, как президент Азербайджана Гейдар Алиев, так как он не стал бы выслушивать просьбы такого рода. Он не мог давать такие приказы, так как являлся сторонником сближения Азербайджана и России». (Газета «Реальный Азербайджан». 29.07.2005 г. стр. 4. Статья – Магомед Курбанов: «Рамиль Усубов – лжец».)
Показательно, что на той же неделе в телепрограмме «Акценты» министр по национальной политике, информации и внешним связям Бекмурза Бекмурзаев подчёркивал: «Укрепление границы не может происходить, если в тылу действует террористическое подполье, если в тылу действуют организованные преступные группы. Нельзя так упрощать ситуацию, в том числе и СМИ – «вот в Дагестане взрывают там что-то, каких-то террористов уничтожили, значит, в Дагестане есть нестабильность». Ничего подобного. Наоборот, Дагестан с первых дней распада Союза стоял на защите РФ как южный форпост и сегодня Дагестан обеспечивает безопасность южного фланга РФ».
Сопоставьте, как стыкуются заявления Усубова с уверениями Бекмурзаева. Что это? Близорукость или некомпетентность? Ведь трудно заподозрить дагестанца Бекмурзаева в причастности к антидагестанскому заговору. Во всяком случае, бывший МИДовский работник должен был бы отреагировать на последние события. Тем более что 2 года назад в Баку Бекмурзаев, назвал не только Сеида Джамаловича Курбанова, но и всю его семью «мостом дружбы между Азербайджаном и Дагестаном».
Комментарий «ЧК»Раньше «ЧК» публиковал материалы о хищении Магомедом Курбановым средств выделенных Представительству РД в Азербайджане. Речь шла о 220 тысячах долларов и 1,4 миллионов рублей. Прокуратурой РД было возбуждено уголовное дело, результаты которого, к сожалению, до сих пор неизвестны.
К сведению читателей предлагаем некоторые эпизоды жизни того человека, которого Сеид Джамалович Курбанов представлял как защитника азербайджанцев Дагестана от произвола дагестанских «террористов и бандитов», которые якобы помышляют о депортации всей 120-тысячной азербайджанской диаспоры. Абузар Абузаров является уроженцем Дербента. В январе 1995 года он и его брат Тимур Абузаров, а также ещё двое уроженцев Дербента Рустам Мурадов и Эльчин Ибрагимов стали «работать» на гражданина РА Тахира Ибрагимова (кличка – Лоту Тахир). Трудовой почин группа начала с выполнения заказа некоего Назара Назарова по похищению начальника мясной базы Управления торговли Сураханского района Баку – Ханлара Музаффарова. Уже 30 января связанный Музаффаров лежал на даче Абузарова в посёлке Новханы, одном из пригородов Баку. От него члены банды получили 126 тысяч долларов. Дача Абузарова и дальше служила «приютом» для лиц, которые по каким-то причинам не угодили клиентам банды. К примеру, в августе 1996 года там «отдыхал» некто Тофик Байрамов. По показаниям Абузарова некто Хатам Хатамов, житель Дербента заказал ему похищение брата своего компаньона, дабы ускорить возвращение последним долга в 300 тысяч долларов. За эту «услугу» Хатамов обещал ему 30 тысяч долларов, но заплатил лишь 4,2 тысячи.
После освобождения из-под следствия, по ходатайству Сеида Курбанова, Абузаров видимо решил не оставлять новой профессии. Он зашёл в гости к знакомому Аллахверди Бабаеву и потребовал от него 30 тысяч долларов, пообещав в случае невыплаты расправиться с его семьёй. Бабаев бежал из страны, но поручил выплатить Абузарову около 20 тысяч.
Из вышеприведённых данных видна большая роль, которую играют азербайджанцы в политике и экономике Дагестана. Тем более удивляет прямо противоположное положение, в котором оказались дагестанцы по вине не в последнюю очередь бывшего главы РА Гейдара Алиева. С вторичным приходом к власти Алиева основные лидеры дагестанской общины в Азербайджане либо были физически ликвидированы, либо вынуждены эмигрировать. К примеру, в середине 90-х годов в центре Баку средь бела дня был застрелен глава аварской общины Азербайджана, депутат Милли меджлиса (парламента) РА Али Анцухский. По данным одного из наиболее компетентных журналистов РА Эйнуллы Фатулаева (еженедельник «Монитоp», № 15.11.2003 г.), этот человек полностью контролировал северную территорию Азербайджана, начиная с Шекинского и заканчивая Кахским районом. Ему негласно подчинялись все руководители тамошних администраций, он установил там свою монополию над всеми сферами экономики. Убийство Али Анцухского некоторые эксперты объясняли политическими мотивами и желанием семьи Алиевых установить полный контроль над ситуацией в стране и, прежде всего, сконцентрировать все финансовые потоки в своих руках. Али Анцухский и его клан представляли для правящего клана большую угрозу.
Со смертью депутата Милли меджлиса началась охота на всех руководителей так называемого «аварского клана» – в числе убитых оказалась и широко известная «аварская тройка», в числе которых был и известный бизнесмен Мухаммад Джандаров. Затем установилось временное затишье. Но власть в регионе перешла в руки конкурирующего с Анцухским клана, который возглавлял некий азербайджанец Ханлар. Именно после серии убийств этот тюркский клан-конкурент взял под свой контроль многие сферы бизнеса, и в числе прочих развернул широкую торговлю наркотиками. Бытует версия, что при разгроме «аварской тройки» власть использовала услуги конкурентов Анцухского, которые и сейчас сохраняют контроль над регионом. ]§[
- 6 просмотров