[ Оп! Позиция некоторых СМИ ]

Как правило, солидные дагестанские журналисты, аналитики, политологи имеют одну странную на наш взгляд особенность, на которую мы хотели бы обратить внимание наших читателей и в которой они могут убедиться, прочитав эту статью. Когда они комментируют события, происходящие в Дагестане для западных и федеральных печатных изданий, то приходиться отдать дань их честности и открытости, принципиальности и бескомпромиссности по отношению к общему негативному фону, сложившемуся в целом в Дагестане. Вызывают уважение их смелые выводы о том, что корни всех этих тенденций кроются в несовершенстве властных институтов и ошибках высшего руководства Дагестана.

Но вот беда. Когда мы читаем мнение этих же «товарищей» в местных изданиях, то видим что весь этот героизм и смелость вдруг резко направляется (по личной инициативе) против тех, кто смеет негативно высказываться о нашей республике и его славном руководстве. Дальше смотрите, то есть читайте сами.

Ханжан КУРБАНОВ сотрудник Центра стратегических исследований и политических технологий («Клан срыва… Информационная атака на Дагестан продолжается», «Новое дело» №30, 5 августа 2005г.): «…. Корреспонденты газет «Известия», «Коммерсант», «Московский комсомолец», «Новая газета», журналов «Эксперт», телевизионных компаний, среди которых сюда прорвалась даже REN-TV, начали по-своему описывать события в республике. Понимание событий и процессов, происходящих в Дагестане, у заезжих репортеров складывается на основе различных комментариев, мнений и высказываний самых разных людей – официальных и не очень. Поскольку осознать и понять ситуацию – непростую и довольно серьёзную – за два-три дня командировки практически не представляется возможным, журналисты прибегают к помощи «независимых источников». Между тем, комментарии зачастую не подвергаются критическому анализу самими журналистами, что создаёт на самом деле дурную славу Дагестану как центру зла и средоточию всего негативного. У рядового обывателя, который путает Дагестан с Афганистаном и не всегда сможет сказать: Россия это, или какая другая часть света, от этих публикаций формируется впечатление, не совсем адекватное реальности…»

Очень хотелось бы узнать, кто же эти «независимые источники» очерняющие незапятнанный моральный облик нашей славной республики? Смотрим, к примеру, упомянутый журнал «Эксперт». В №27 от 18-24 июля 2005 года статья «Страна гор на пороге перемен», в которой её авторы Андрей Громов и Шамсутдин Мамаев ссылаются на (обратите внимание) сотрудника того же ЦСИПТ, однофамильца Ханжана Курбанова Руслана Курбанова (Курахви) и на главного редактора газеты «Истина» Али Камалова.

Вот как комментируют ситуацию в Дагестане для «Эсперта» эти «независимые» источники:

Али Камалов, главный редактор газеты «Истина», председатель Союза журналистов Республики Дагестан: «Об обстановке в республике можно сказать коротко: лучше, чем хотели бы враги, хуже, чем хотели бы друзья. Но, тем не менее, необходимо сказать, что налицо глубокий системный кризис. Власть – на пределе своих возможностей контролировать ситуацию. Безработица достигла опасных пределов – на грани социальных конфликтов. Апатия и недовольство десятков тысяч молодых людей может трансформироваться в открытый протест. Нет диалога власти и оппозиции. Страх гибели от рук террористов укротил волю многих. Коррупция перешагнула все моральные преграды.

В чем же причины этого кризиса? В первую очередь – в тяжелом экономическом положении. Средняя зарплата по России – шесть тысяч рублей, в Дагестане же она две тысячи девятьсот рублей. Ситуация усугубляется отсутствием сколько-нибудь серьёзной антикризисной программы. Никто не борется с коррумпированным чиновничеством и с безобразиями в правоохранительной и судебной системах. Где же выход? Нужен комплекс мер по оздоровлению экономики, социальной сферы и нравственной атмосферы. В первую очередь необходимо существенно обновить кадровый корпус снизу доверху. Тем более, что многие честные, некоррумпированные, грамотные люди, не участвующие в клановых разборках, способные достойно работать в республике, видя, что в республике не происходит кадрового обновления, уезжают в другие регионы России и даже за пределы страны».

Руслан Курахви, заведующий отделом ЦСИПТ, кандидат политических наук: «Основная особенность сегодняшней ситуации в Дагестане – резкая активизация боевых исламских группировок (джамаатов). Отдельно стоит подчеркнуть, что обострение ситуации в республике никак не связано с национальными противоречиями. Волна национальных претензий на власть, землю, статус достигла пика в начале-середине 90-х годов XX века и сейчас практически сошла на нет. Претензии «Северного альянса» на власть – не война аварцев против даргинского клана, а лишь исключительно претензии на власть узкой группы лиц, пытающихся сыграть на националистических чувствах. Если за ними и пойдет какая-то часть народа, то не от порыва к аварскому реваншу, а только в силу предельной усталости населения от произвола коррумпированного режима, от засилья милицейского беспредела.

Что касается боевых исламских джамаатов, их основное достижение то, что они нашли поддержку у протестной исламской молодёжи в республике и у мусульман, интегрированных в систему власти и правоохранительных органов.

Почему не справляется милиция? Правоохранительные органы в Дагестане непрофессиональны, до предела коррумпированы и деморализованы. Практика набора на службу не по профпригодности, а за мзду привела к тому, что ряды МВД и ФСБ заполнили люди, абсолютно не имеющие представления о розыскной, оперативной и иной правоохранительной деятельности.

Деморализация милиции связана с тем, что она абсолютно не представляет, с чем и за что борется. При этом в рядах самой милиции очень много правоверных мусульман, которые начинают работать с «минимальным КПД», или же оставляют работу, или же «втихую» сотрудничают с моджахедами.

Дагестанцы, в той или иной степени пострадавшие от милицейского произвола (а таких в республике очень много), довольны тем, что наконец-то нашлась управа и на «этих зверей в погонах».

Необходимо отметить, что общим лейтмотивом этой статьи, где ключевым звеном стали высказывания вышеприведённых экспертов, является тезис (вынесенный в подзаголовок) о том, что «дагестанская национально-клановая система власти – сегодня главный фактор дестабилизации в республике». И заканчивается эта статья в журнале «Эксперт» чётким и вполне обоснованным аргументом, который как это ни странно в корне противоречит основной идее, которую за хорошее финансирование внедряет в сознание читателей ЦСИПТ «…Главное – понять, что система, обеспечивающая стабильность региону последние 15 лет, больше не работает…»

Интересно спросить у наших уважаемых «независимых» экспертов – что и кто мешает им говорить и писать это на страницах своих (в прямом смысле слова) местных изданиях? Ничего не могу сказать про газету «Истина» не являюсь её читателем, но рискну предположить, что материалы такой степени остроты не могут быть там опубликованы по определению. Причин много и так называемая «самоцензура», которая предназначена только для внутреннего пользования, и прямая зависимость от тех, кто распоряжается бюджетом республики в плане поддержки местных СМИ, ну и т.д. и т.п. Но вот что касается ЦСИПТ, то это разговор отдельный. Получается что это уважаемое заведение напрямую финансируемое из бюджета по личному распоряжению руководителя республики занимается тем что с одной стороны способствует формированию в центральных СМИ негативного образа республики, а с другой, мужественно рискуя жизнью и подвергая себя опасности, борется с теми, кто пытается поставить под сомнение факт стабильности в Дагестане и разоблачает всех, кто позволит себе усомниться в неэффективности властей Дагестана. Это что – новый метод выкачивания денег из бюджета? Или такая своеобразная позиция «некоторых СМИ»? ]§[

Номер газеты